С 16 по 24 марта 2020 г. прошел заключительный этап экспедиционной работы в рамках проекта «Земляки и соседи: изучение и популяризация добрососедских отношений народов Кубани и Адыгеи». Полевые исследования, посвященные изучению исторической памяти коренного населения, истории межнациональных отношений и межкультурного взаимодействия, проводились на этот раз в Успенском районе Краснодарского края. В этнокультурном пространстве района помимо русско-адыгейского пограничья представлены культуры греков, эстонцев, немцев, черкесских армян и др. Участниками проекта были обследованы адыгейские аулы Коноковский, Урупский и Кургоковский; села со смешанным этническим населением Трёхсельское и Новоурупское. Помимо этого сбор полевого материала проводился на хуторе Державном, в пос. Мичуринском, в селе Успенском и в ст. Советской из соседнего Новокубанского района.

Было записано более 30 интервью, велась видео- и фотофиксация музейных экспонатов, памятников, построек, блюд национальной кухни, а также портретных и коллективных фотографий; осуществлялось сканирование снимков из семейных альбомов и музейных коллекций.

Работа в адыгейских аулах выявила их моноэтнический характер. Проживание в них русских имело временный и единичный характер в основном в советское время. Это были присланные рабочие, специалисты, учителя. О некоторых из них сохранилась память, как об единственных специалистах того времени в своей отрасли: например, рассказы о плотнике и столяре Подопригоре, который участвовал в постройке многих существующих в аулах домов.

Исторические предания местных адыгов о наиболее эпохальных событиях прошлого сводятся в основном к рассказам из истории своих аулов. Дореволюционное прошлое представлено преимущественно в рассказах об основателях аула — князьях Конокове и Кургокове, обстоятельствах возникновения аула Урупский, имеющего второе название Шъхьащэфыжь или Щхьэщэхужь, т. е. «выкупивший голову»: согласно легенде адыги, основавшие данный аул, после отмены крепостного права выкупили себе свободы у армавирских купцов черкесо-гаев, в зависимости от которых они находились (Фото1).

 Интервью-профессора-О.-В.-Матвеева-со-старейшим-жителем-и-краеведом-аула-Урупского-Огурловым-Асманом

Интервью-профессора-О.-В.-Матвеева-со-старейшим-жителем-и-краеведом-аула-Урупского-Огурловым-Асманом

Представляют интерес этнокультурные стереотипы. Так, урупцев называли «армянами» за их пребывание в крепостной зависимости от черкесо-гаев; коноковцев – «братьями и сестрами», поскольку, якобы князья Коноковы имели в ауле право первой брачной ночи; о кургоковцах говорили: «А это те, которых не нашли немцы», намекая на то, что аул находится в стороне от дорог в медвежьем углу. Наибольшие контакты кургоковцы имели с селом Маламино, урупцы – со ст. Урупской, коноковцы – с селом Трехсельским: сведения об экономических, культурных, семейных и дружественных связях зафиксированы  практически в каждом интервью. Интересные представления о своих земляках и соседях зафиксированы в этнокультурных портретах ногайцев, карачаевцев, армян, казаков (Фото 2).

Интервью-профессора-О.-В.-Матвеева-с-жителем-аула-Коноковского-Хуруговым-Рамазаном-

Интервью-профессора-О.-В.-Матвеева-с-жителем-аула-Коноковского-Хуруговым-Рамазаном-

События Первой Мировой войны, Гражданской войны и коллективизации наиболее интересно представлены в семейных рассказах о судьбах близких родственниках – Например, биографическом рассказе об отце Тугана Бекирова из аула Урупского, который будучи всадником Дикой дивизии вынужден был покинуть родной аул и спасать семью в Ингушетии (Фото3-4).

 

 

 

-Бекиров-Карбек-из-аула-Урупский.-Фото-начала-ХХ-века

-Бекиров-Карбек-из-аула-Урупский.-Фото-начала-ХХ-века

Семья-Паши-Бекирова-в-Ингушетии.-Фото-нач.-1950-х-гг.

Семья-Паши-Бекирова-в-Ингушетии.-Фото-нач.-1950-х-гг.

Аналогичная участь постигла и других героев Дикой дивизии. Сюжеты Великой Отечественной войны представлены в рассказах о совместной борьбе с фашизмом в рядах 4-го Гвардейского казачьего кавалерийского корпуса и Краснодарской пластунской дивизии. Тема межнациональных отношений представлена в аулах Успенского района в контексте взаимоотношений с другими народами в основном в виде бытующих этнических стереотипов, относительно армян, карачаевцев, черкесов, ногайцев.

Современная религиозная жизнь населения района также отличается своеобразием. В Урупском, Коноковском и Кургоковском исламский ренессанс заметен гораздо в большей степени, чем в аулах Республики Адыгеи. Достаточно сказать, что в отличие от выборных эфенди Республики Адыгеи, здесь богослужение и религиозную деятельность осуществляют получившие духовное образование имамы, более последовательно придерживающиеся норм канонического ислама (Фото5).

Фото-участников-экспедиции-с-имамом-и-эфенди-аула-Коноковского-Муратом-Хуштовым-и-Гисой-Хатковым-

Фото-участников-экспедиции-с-имамом-и-эфенди-аула-Коноковского-Муратом-Хуштовым-и-Гисой-Хатковым-

Это в свою очередь входит в определенное противоречие с народными обычаями адыгов, например, в области погребальных обрядов, соблюдения традиционных адыгских праздников. Тем не менее, влияние ислама среди местных жителей, в отличие от аулов Адыгеи, просматривается достаточно четко, чему способствует тяготение аулов Успенского района к Карачаево-Черкесии, особенно на уровне брачных связей: многие из опрошенных нами женщин являются уроженками адыгских аулов КЧР. Удивительное сочетание приверженности к греческому православию с бытованием традиционных верований мы наблюдали у цалкинских греков в селе Трехсельском. Представители эстонской общины села Новоурупского помнят, что они лютеране, однако сведения о вере поддерживается лишь в сохранении некоторых реликвий (например молитвословов на эстонском языке), в рассказах о кирхе, которая была разрушена в 1930-е гг. и семейной памяти об эстонских молитвах.

Картина взаимодействия местных адыгов с местным русско-казачьим населением существенно дополняется данными интервью, записанных от потомков казаков станицы Советской (бывшей Урупской) Новокубанского района, осуществлявшей наиболее интенсивные связи с соседями. Зафиксированные нарративы содержат многочисленные примеры мирных взаимодействий и силового противостояния междуду адыгами и казаками. Но несмотря на противоречивый характер этих взаимоотношений, за аулом Урупским среди жителей ст. Советской закрепилось название «наш аул», многие жители станицы Советской имеют верных и преданных друзей среди адыгов, а в некоторых случаях встречаются и формы искусственного породнения: молочные братья и даже кумовья В советское время русский мог пригласить адыга в качестве крестного родителя при совершении обряда крещения ребенка. Отмечалось также, что решение конфликтов на национальной почве оказывалось гораздо эффективнее средствами народной дипломатии, нежели чем путем вмешательства правоохранительных органов (Фото6).

Колорит и своеобразие в русско-адыгейском пограничье вносили обследованные участниками экспедиции греческая и эстонская общины. Греческая община, пополнявшаяся в 1930-х–1960-х гг. переселенцами из Цалкинского района Грузинской ССР, а также греками, возвращавшимися из депортации из Казахстана и Средней Азии, не однородна в языковом отношении и состоит из грекоязычной и тюркоязычной частей (Фото7).

Интервью-с-женщинами-гречанками-с.-Трёхсельского

Интервью-с-женщинами-гречанками-с.-Трёхсельского

Основным языком внутриэтического общения является русский, а в прошлом грузинский язык, которым до сих пор владеют некоторые представители старшего поколения цалкинских греков. Не смотря на сохраняющуюся культурную самобытность, греки органично адаптировались в славянской преобладающей среде, имеют место многочисленные смешанные браки (Фото8).

Русско-греческая-свадьба.-1980-е-гг.-

Русско-греческая-свадьба.-1980-е-гг.-

Наиболее ярко сочетание греческих и русских обычаев просматривается в религиозной сфере. Именно греки явились инициаторами постройки в селе Трёхсельском первоначально часовни, а потом и полноценного храма, строительство которого еще не закончено, но было бы немыслимо без поддержки греческих благотворителей и активных членов местной греческой общины. Православные праздники, отмечаемые односельчанами, сочетают в себе элементы русских и греческих традиций. Например, на большие церковные праздники греки участвуют в организации праздничного угощения на территории часовни, закалывая жертвенного барана (Фото9).

Часовня-Илии-Пророка-в-окрестностях-села-Трёхсельского

Часовня-Илии-Пророка-в-окрестностях-села-Трёхсельского

Заметным явлением в этнической палитре Успенского района также являются эстонцы, проживающие в селе Новоурупском. И несмотря на то, что данная этническая группа практически ассимилирована, историческая и культурная память о них очень сильна среди местных жителей, о чем свидетельствуют памятники архитектуры, элементы эстонской кухни и созданный еще в конце XIX века и до сих пор являющийся культурной визитной карточкой села духовой оркестр (Фото10-12).

 Семья Густава Мартинсона. Начало ХХ века

Семья Густава Мартинсона. Начало ХХ века

Духовой-оркестр-с.-Новоурупского-созданный-эстонцами-в-конце-XIX-в

Духовой-оркестр-с.-Новоурупского-созданный-эстонцами-в-конце-XIX-в