С 10 по 19 февраля 2020 г. проходил второй этап экспедиционной работу в рамках проекта «Земляки и соседи: изучение и популяризация добрососедских отношений народов Кубани и Адыгеи». На этот раз полевые исследования проводились в Шовгеновском и Кошехабльском районах Республики Адыгея. В Шовгеновском районе были обследованы хутора Дукмасовского сельского поселения (Дукмасов, Мамацев, Мокро-Назаров, Орехов и Тихонов) и аулы Хакуринохабль и Кобехабль. В Кошехабльском районе экспедиция работала в поселениях Дмитриевского сельского поселения (пос. Дружба и аул Хачемзий) и в районный центре — ауле Кошехабль.

Сбор материала осуществлялся по программе, включающей в себя разделы по исследованию исторической памяти, взаимодействию в трудовой и хозяйственной сфере, межнациональным взаимодействиям в бытовой сфере, религиозной и культурной жизни. Были опрошены местные жители разного возраста, представители русского, адыгского, чешского и татарского населения районов. Было записано более 30 интервью, велась видео- и фотофиксация материальных объектов культуры: музейных экспонатов, памятников, построек, блюд национальной кухни, а также портретных и коллективных фотографий; осуществлялось сканирование снимков из семейных альбомов.

Профессор-О.-В.-Матвеев-берет-интервью-у-жительницы-аула-Хакуринохабль-Ильдаровой-Мариэт-Чиназовны

Профессор-О.-В.-Матвеев-берет-интервью-у-жительницы-аула-Хакуринохабль-Ильдаровой-Мариэт-Чиназовны

Изучение исторической памяти коренного населения Шовгеновского и Кошехабльского района показало наибольшую устойчивость сюжетов, связанных с Кавказской войной, Гражданской и Великой Отечественной войной именно среди адыгейского и русского населения двух районов. События Кавказской войны осмысливаеются как общая трагедия, в основе которой лежали ошибки и надменность князей, неумолимость и жестокость царских генералов, бесстрашие и лихость черкесов (сюжет о том, как бесленеевцы похитили дочь генерала Засса), переговоры с русским царем Александром II. При этом фиксировались тексты о добрых отношениях соседей (казаков и крестьян), семейных, экономических, торговых связях уже в ходе присоединения Западного Кавказа к России с выходом на происхождение фамилий, аулов и др.

Учителя-одноклассного-училища-в-ауле-Хакуринохабль.-Начало-ХХ-в.

Учителя-одноклассного-училища-в-ауле-Хакуринохабль.-Начало-ХХ-в.

Ученики-одноклассного-училища-в-ауле-Хакуринохабль.-1909-г.

Ученики-одноклассного-училища-в-ауле-Хакуринохабль.-1909-г.

Анализ исторических рассказов о Гражданской войне обнаружил наибольшую устойчивость сюжетов о событиях, имевших место в исследуемых населенных пунктах и кардинальным образом, повлиявшим на их дальнейшее развитие. А ауле Хакуринохабль таким событием является провозглашение здесь Адыгейской автономной области в 1922 г. Здание, где произошло это событие, на сегодняшний день является памятников архитектуры и в нем располагается мемориальный музей I съезда Советов Адыгеи.

Мемориальный-музей-I-съезда-Советов-Адыгеи

Мемориальный-музей-I-съезда-Советов-Адыгеи

Наиболее известной личностью времен Гражданской войны здесь является Мос Шовгенов, в честь которого в советское время был переименован аул Хакуринохабль, но до сих сохраняется прежнее название района. Если событие, связанное с провозглашением Адыгейской автономной области в ауле Хакуринохабль является предметом гордости местных жителей, то в ауле Кошехабль наибольший след был оставлен другим, трагических событием — это резня, устроенная красноармейцами Таманской армии 24-25 сентября 1918 г., в результате которой погибли 368 мирных жителей. Устные рассказы передают разные версии причин этого события. По одной из них, жители аула выставили на насыпи напротив железной дороги маслобойки, выдавая их за пушки, чтобы уберечь селение от мародеров, что спровоцировало нападение на аул. По другой версии, виновниками резни стали местные бандиты, обстрелявшие красноармейцев. В любом случае, резня, устроенная красноармейцами, не имела никаких оправданий. Нет ни одной адыгской семьи в ауле Кошехабль, которая бы не пострадала от рук палачей, убивавших мужчин, женщин и детей. В память о жертвах кровавой резни на местной кладбище был установлен мемориал возле пяти братских могил аульчан.

Мемориал-жертвам-резни-1918-г.-в-ауле-Кошехабль.

Мемориал-жертвам-резни-1918-г.-в-ауле-Кошехабль.

Воспоминания о событиях Великой Отечественной войны концентрируются в основном вокруг подвигов местных уроженцев, самым ярким из которых является Хусен Андрухаев, принявший смерть от врага со словами «Русские не сдаются!». В честь героя в ауле Хакуринохабль назван районный мемориальный музей.

Мемориальный-музей-Героя-Советского-Союза-Х.-Б.-Андрухаева.

Мемориальный-музей-Героя-Советского-Союза-Х.-Б.-Андрухаева.

 Хусен Андрухаев - Герой Советского Союза, уроженец аула Хакуринохабль

Хусен Андрухаев — Герой Советского Союза, уроженец аула Хакуринохабль

Среди наиболее почитаемых героев Великой Отечественной войны в ауле Хакуринохабле русские земляки. Это Герои Советского Союза Чалов Павел Иванович и Лозов Василий Савельевич. Несмотря на то, что Чалов П. И. является уроженцем ст. Тенгинской, в ауле Хакуринохабль к нему относятся, как к своему земляку, поскольку и аул, и станица граничат по реке Лабе, а между их жителями исторически сложились братские отношения. С большим уважением жители аулов Хакуринохабля и Мамхег вспоминают бывшего мэра г. Краснодар Валерия Александровича Самойленко, выросшего в Мамхеге и в совершенстве владевшего адыгейским языком, и его мать — Александру Иосифовну, одну из лучших учителей Шовгеновского района.

Самойленко Александра Иосифовна

Самойленко Александра Иосифовна

В то же время среди русских хутора Дукмасов и жителей аулов бытует сюжет о Султан-Клыч-Гирее, который приезжал вместе с немцами, но не вербовал в войска Вермахта, а призывал к миру и социальному согласию.

Большой интерес для исследователей представляет собранная информация об участии русских и других народов в образовании новых адыгейских фамилий и родов. Так, в ауле Хакуринохабль к таким относятся фамилии Стрикачо (Стрикачев), Маевич. В ауле Кошехабль — фамилии Павлюков, Безруков, Меркицкий, Иванов. Также были зафиксированы свидетельства об очеркесившихся фамилиях армян и татар. Тема антропонимических преданий об участии в пополнении адыгского этноса другими народами представляется малоисследованной и весьма перспективной.

 Свадьба Тараненко В. И. и Т. Д. в ауле Кошехабль в 1962 г. Дружок и дружка справа и слева от жениха и невесты - адыгейцы

Свадьба Тараненко В. И. и Т. Д. в ауле Кошехабль в 1962 г. Дружок и дружка справа и слева от жениха и невесты — адыгейцы

Тесное взаимодействие и установление братских отношений между русским и адыгским этносами выразились в обычае взаимного усыновления или воспитания детей, что внешне походило на архаический институт аталычества, т. е. искусственного усыновления. Ярким примером служит биография Малича Гайсовича Аутлева, историка, этнографа и кавказоведа, воспитывавшегося в казачьей семье в ст. Тенгинской.

Аутлев Малич Гайсович

Аутлев Малич Гайсович

На современном этапе традиции опекунства получили распространение среди жителей Адыгеи. Так, только в одном Шовгеновском районе опекунство над 199 детьми сиротами или из неблагополучных семей оформлено 73 адыгейскими семьями. Большинство из этих детей русские.

Зурет-Шагужева-с-приемными-детьми.-Аул-Хакуринохабль

Зурет-Шагужева-с-приемными-детьми.-Аул-Хакуринохабль

В ходе экспедиции был собран весьма интересный материал по общине чехов хутора Мамацев Дукмасовского сельского поселения Шовгеновского района. Несмотря на то, что этничность и культура группы практически утрачена, наметилось некоторое оживление и возрастание интереса к чешским традициям. Немалую роль в этом сыграла администрация. В частности, брат Аслана Алиевича Джаримова узнал о существовании чешской общины в Адыгее и, имея свой бизнес в Чехии, стал привозить землякам сувениры, литературу, компакт-диски с записями фольклорных фестивалей и выступлениями коллективов. Тем самым была создана методическая база для возрождения чешский традиций, но не на основе местных традиций, а на базе метропольных культурных пластов, что придает культурному возрождению несколько искусственный характер. Аутентичная культура продолжает проявлять себя в семейной памяти, традиционной кухне, рассказах об обрядах и традициях, которые имели место в 1930-е — 1970-е гг. Интерес представляют нарративы о взаимоотношениях с русскими и адыгами, которые включают как негативную информацию (набеги и грабежи в эпоху освоения кавказских земель), так и позитивные стереотипы и упоминания о семейных связях (интересный сюжет о проведении свадьбы по-чешски в хуторе, где женихом был адыгейский учитель) .

Празднование дня святого Микулаша в х. Мамацев

Празднование дня святого Микулаша в х. Мамацев

Сценический вариант обряда повивания невесты у чехов х. Мамацев

Сценический вариант обряда повивания невесты у чехов х. Мамацев

Колбасница-инструмент-для-приготовления-чешской-домашней-колбасы

Колбасница-инструмент-для-приготовления-чешской-домашней-колбасы

Интерес представляют рассказы русского населения хуторов Дукмасов, Тихонов, Мокро-Назаров о взаимоотношениях с адыгами в прошлом и в настоящем, где нередко присутствуют сюжеты о трогательной дружбе, взаимопомощи, совместном преодолении испытаний, выпавших н наши народы, которые они преодолевали вместе. Немало сюжетов связано с совместной работой, соседским добрыми отношениями, совместной службой в армии и др

Первый трактор Шовгеновского района. 1928 г.

Первый трактор Шовгеновского района. 1928 г.

Большой материал по воинской культуре адыгов и их взаимоотношениях с соседями собран в ауле Кобехабль, где работает учителем Хамед Ахмедович Хасанов. Он реконстуирует черкесские клинки, боевое снаряжение, собрал неплохие экспонаты для домашнего музея.

Беседа-с-Хамедом-Ахмедовичем-Хасановым-в-ауле-Кобехабль

Беседа-с-Хамедом-Ахмедовичем-Хасановым-в-ауле-Кобехабль

В-мастерской-Хамеда-Ахмедовича-Хасанова

В-мастерской-Хамеда-Ахмедовича-Хасанова

Изделия-Х.-А.-Хасанова

Изделия-Х.-А.-Хасанова

 

Носителем памяти о добрых взиамоотношениях земляков и соседей является весьма компетентный краевед и журналист Александр Евгеньевич Данильченко, уроженец хутора Чернышева, который много рассказывал о сотрудничестве чернышан и уляпцев, привел сведения о заимствованиях в области лексики, материальной и духовной культуре.