С 12 по 23 февраля 2018 г. специалисты рабочей группы проекта «Русские Чечни: изучение и сохранение традиционных духовных ценностей и опыта межэтнической интеграции» осуществляли полевые исследования в Шелковском районе Чечни. Работы велись при поддержке Гранта Президента Российской Федерации, информационном и организационном обеспечении Министерств национальной политики и культуры Чеченской республики, Академии наук Чеченской республики. География экспедиции охватила старейшие населенные пункты района, связанные с компактным проживанием русского старожильческого и казачьего населения: станицы Шелковская (районный центр), Червленная, Дубовская, Гребенская, Старогладковская, посёлок Парабоч.
Участники экспедиции по специально разработанной программе опросили местных жителей разного возраста, представителей русского старожильческого населения, казачества, а также чеченцев и кумыков, записали более 30 интервью, путём видео- и фотофиксации запечатлели материальные объекты русской культуры (до полутора тысяч снимков и целый ряд сюжетов видеоматериала), провели мониторинг современного социально-экономического положения русских и их духовного наследия.
Были зафиксированы реалии занятости и трудоустройства местных жителей, свидетельства о межэтническом взаимодействии, традициях воспитания, религиозной и культурной жизни, народной памяти и связи с историческим прошлым. Наиболее интересные записи проводились при совместном участии представителей русских и чеченцев, позволившие поверять картины мира, взгляды на волнующие всех жителей круг социальных и национальных проблем, выявить общие аспекты межэтнического и межконфессионального взаимодействия и интеграции.
Полученные материалы позволяют утверждать, что даже в периоды драматического противостояния на территории Чечни не прекращались добрососедские взаимоотношения, общая беда сплотила русских и чеченцев, одинаково пострадавших от военных действий и разгула бандитизма. Земляки и соседи одинаково осознают пагубность последствий разрушения Советского Союза, при котором проводилась реально действенная политика по преодолению межнациональных барьеров и исторических обид, а основой стабильности в Чечне являлось экономическое процветание региона, достигавшееся совместным усилием проживавших здесь этнических групп – русских, чеченцев, ногайцев, кумыков и др. Вина за нарушение сложившегося этнокультурного пространства возлагается не только на местные криминальные структуры, маскировавшиеся под сепаратистскими и ваххабистскими лозунгами, но и на отдельных представителей Федерального центра, проявивших не только полную беспомощность и незнание местных традиций духовной интеграции, но и намеренно наполнявших сложившиеся предубеждения негативным содержанием. Зафиксированы интересные аспекты этнокультурных стереотипов, связанных с непониманием «других» русских (в местах, где осели родственники, бежавшие от произвола, войны и бедствий в 1991–2000 гг.).
В настоящее время в Шелковском районе действует три культурных центра, объединяющих представителей русского старожильческого населения: Русский (ст. Шелковская) и два казачьих (станицы Червленная и Дубовская). Эти национально-культурные организации, а также местные казачьи общественные структуры, входящие в состав Терско-Сунженского отдела реестрового Терского казачьего войска, по мере сил осуществляют работу по сохранению русско-казачьей идентичности, культурной памяти и духовного наследия. Участникам экспедиции удалось побывать на праздновании Масленицы, организованном Русским культурным центром ст. Шелковской, которое приняло размах общестаничного и общенационального мероприятия с участием русских, казаков, в том числе приехавших из других станиц Шелковского и Наурского районов Чеченской Республики, местных чеченцев, ногайцев и кумыков. В ходе проведения праздника представители всех этносов участвовали в концертной программе, демонстрируя исполнительское мастерство и национальные костюмы. Апофеозом праздничного мероприятия стало совместное сожжение чучела Масленицы и обильное застолье с казачьими, чеченскими и ногайскими национальными блюдами.
Еще более значимым этнообъединяющим и этноукрепляющим фактором для русских Шелковского района является Русская Православная Церковь. К сожалению, в районе не сохранилось ни одного действующего православного храма. Функционируют только две часовни – в станицах Шелковской и Червленной.
Служба осуществляется единственным в районе православным священником о. Сергием Коваленко.
Однако изменения к лучшему налицо. В 2017 году станице Шелковской был заложен храм в честь святой великомученицы Варвары, и сейчас идет его активное возведение, в котором принимают участие, как русские, так и чеченцы. Последние при поддержке местной администрации активно участвуют в уборке и сохранении русских кладбищ.
В ходе экспедиции фиксировались сохранившиеся объекты материального наследия русско-казачьего населения: старинные и современные жилые комплексы, исторические надгробия, предметы казачьего быта, блюда местной кухни, старинные фотографии, фонды местных музеев. Так, в Шелковском районе бережно сохраняется память о пребывании здесь крупнейших деятелей русской национальной культуры М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого, чья жизнь и литературное наследие обращены на взаимопознание.
В действующих Литературно-этнографическом музее Л.Н. Толстого в ст. Старогладковской и Литературном музее М.Ю. Лермонтова в пос. Парабоч проводятся фестивали казачьей и чеченской традиционной культуры, конференции литературоведов и историков, осуществляется реальное общение наших народов, объединенных именами и памятью великих русских гуманистов. Интересны зафиксированные народные версии о якобы чеченском происхождении Лермонтова, трогательной дружбе Толстого с чеченцем Садо, местная локализация персонажей Бэлы, деда Епишки, Максима Максимыча и др., что само по себе свидетельствует об интегративном воздействии классиков русской литературы на народы Северного Кавказа.
Участники экспедиции выражают глубокую признательность нашим информаторам, добровольным помощникам, старожилам за понимание и трогательное гостеприимство, проявленное жителями Шелковского района, сочувственное отношение к проекту сотрудников, местной администрации, учреждений культуры и общественности.