Владимиро-Суздальская твердыня. Русское единство.
Раздробленная Русь… ослабленная, ограбленная, истекающая кровью в братоубийственных распрях и, казалось, бессильная постоять за себя.
И однако, когда папская курия, решив, что разобщенный народ можно подчинить ее влиянию, обратилась с этой целью (как к ближнему соседу Руси) к краковскому епископу Матвею, тот опроверг такие надежды:
«Русский народ своей многочисленностью, подобной звездам, не желает сообразоваться ни с латинской, ни с греческой церковью».
Значит, несмотря на беду, этот народ сохранял единую волю, верил в свои силы. Вот эту веру и воспевает автор «Слово о полку Игореве».
Во всех княжествах, во всех городах работают русские художники. Их творчество уже далеко не всегда анонимно. Из русских зодчих XI в. мы знаем только вышгородстких древоделей Миронега и Ждана-Николу. История следующего столетия сохранила нам намного больше имен в разных областях искусства….
…А сколько имен не дошло до нас! ведь все строительство на нашей земле в XII в. обязано своим развитием русским мастерам.
Все это были выходцы из народа, вносившие в искусство живительную струю народного творчества. Иные из них работали в разных городах, разных княжествах, подчас враждовавших между собою, но то был труд на единой ниве русского искусства….
«При всем различии местных художественных школ XII века, все они сохранили в своем многообразии русское единство, все они обладали вместе со своими особенностями и ярко-выраженными общими чертами. Их основой в прошлом являлась их общность киевской художественной традиции, в настоящем их питало сходство общих условий господствующего на Руси феодального строя, наконец, — и самое главное — эти общие черты художественных школ отражали и нарождавшееся и крепнувшее сознание единства русского народа… В народном богатырском эпосе воспевалась защита родной земли, воинская доблесть и верность родине. Наконец, складывалось и единство русской культуры, которое выковывалось в древнерусских городах, в деятельности ремесленников, обогащавших свой опыт знакомством с работой их собратьев в смежных княжествах, в развитии торговых связей, которые, утеряв международную широту прошлого, обращались во внутренние области Руси.» Н.Н.Воронин.
Как же определить общие черты русского искусства первой половины XII в., общий его стиль? Этот стиль сказывается прежде всего в зодчестве.
Вспомним киевскую Софию, всей своей ликующей красотой величаво раскинувшуюся и в длину и в ширь в живописном нарастании объемов. Как и в самой Киевской державе, которой она служила роскошнейшим украшением, в ней не было ничего замкнутого, обособленного.
Настали другие времена.
Одноглавые, четырехстолпные или шестистолпные храмы, кубом вросшие в землю, возникают один за другим в стольных княжеских городах. Их объемы не столь велики, как в предыдущем веке, причем каждый храм образует плотный массив без лестничной башни, без галерей. Исчезла декоративная «полосатая» кладка. Внушительны, непроницаемы гладь и толщина стен. Шлемообразный купол виден издали. Храм — как вобравшая в себя все свои силы твердыня, как богатырь, что ни на шаг не отступит на тяжелом своем коне…
… Раздробленная Русь!… Богатырь идет на богатыря. Но та неподвижная сила, что дышит в храмовой твердыне, превозмогает раздоры князей и бояр.
От храма к храму, от крепости к крепости — таков всюду путь через леса и просторы Русской земли. И каждая храмовая твердыня, перекликаясь с соседней, пусть подчас и далекой, вещает, вопреки крови, пролитой в братоубийственных войнах, о единстве этой земли…. Княжества Владимиро-Суздальское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Смоленское, Галицко-Волынское, Киевское, Переяслав-Муромское, Черниговское, Тмутараканское, Рязанское, феодальные республики (хоть и с ограниченной княжеской властью) Новгородская и Псковская…
В искусстве каждый из них оставил о себе память строительством, всяческим украшением своего быта, проявил какие-то ему присущие черты. Но хоть велико было уже в XIIв. значение Новгорода или Галицко-Волынской земли (где во Владимире-Волынском, Галиче и Холме шло бурное строительство), первенство среди обособившихся земель, несомненно, досталось княжеству Владимиро-Суздальскому: там сложилась великорусская народность.
Первенство политическое и культурное. Русь Днепровская сменяется Русью Верхне-Волжской. Таково следствие разложения Киевской державы. В совсем иных природных условиях, чем на юге страны, жили там предки наши, приступившие уже в VIII-Xвв. к освоению Залесья. Эти условия сказались на характере русского человека.
В свое время В.О.Ключвский попытался показать это наглядно. Великороссия, писал он, «со своими лесами, топями и болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячи мелких опасностей, непредвиденных затруднений и неприятностей, среди которых надобно было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало великоросса зорко следить за природой, смотреть в оба по его выражению, ходить оглядываясь и ощупывать почву, не соваться в воду, не поискав броду, развивало в нем изворотливость… привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями. В Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого… Великоросс работал не на открытом поле, на глазах у всех, подобно обитателю южной Руси: он боролся с природой в одиночку, в глуши леса с топором в руке… Ведь лбом стены не прошибешь, и только вороны прямо летают, говорят великорусские пословицы. Природа и судьба вели великороссов так, что приучали его выходить на прямую дорогу окольными путями. Великоросс мыслит и действует как ходит…», «Главная масса русского народа, отступив перед непосильными внешними опасностями с днепровского юго-запада к Оке и верхней Волге, там собрала свои разбитые силы, окрепла в лесах центральной России, спасла свою народность…»
Окрепла и спаслась как нация благодаря замечательной сметливости, выносливости, целеустремленному усилию и мужеству.
Белокаменное великолепие
В Залесье была воссоздана основа русской государственности. И там же, во славу этой государственности, был создан один из самых прекрасных во всей средневековой Европе художественных ансамблей, в котором все три радующие глаз великие искусства — зодчество, живопись и ваяние — представлены прославленными шедеврами. В краю лесов естественно расцвели деревянное зодчество и деревянная скульптура. От них ничего не осталось, но искусство древоделей вызывало восхищение современников. Когда в 1160г. пожар уничтожил ростовскую деревянную церковь, построенную в конце Х в., летописец отмечал сокрушенно, что другой такой дивной церкви»не было ни будет».
И это искусство оказалось в конце концов сильнее пожаров, ибо оно ожило в белокаменном строительстве и в белокаменной резьбе Владимиро-Суздальской Руси…
Источник: Л.Д.Любимов.Искусство Древней Руси.М.,»Просвещение», 1974г. С.128-132
фото:http://discoveric.ru/mesta/ukraina/kiev/sofijskij-sobor
Фотоматериал — http://globeofrussia.ru/2016/01/vse-9-domongolskih-hramov-sredney-polosyi-rossii/