М.А. Лященко (Кочеткова) г. Краснодар
Старообрядцы-липоване в силу религиозной замкнутости и связанных с ней исторических и социальных причин, жили изолированной жизнью, что содействовало сохранению реалий и особенностей, многие из которых давно исчезли на территории первоначальной метрополии.
У староверов липован уже в конце XIX века выявляется особый костюм представляющий, собой синтез древнерусского с румынско-украинским т.к вековое проживание бок о бок с румынами, турками, украинцами и др. народами отразилось в некоторых элементах костюма старообрядцев. Между ними и коренным населением Румынии постепенно устанавливались хозяйственные, торговые, и иные связи, повлиявшие на использование новых материалов, тесьмы, бисера и др. «Бисер он везде использовался, потому что он всю красоту делал. Бисер принесли к нам из Турции, толи с других каких мест, тогда в Румынии не було ничего». i
Из комплекса взаимосвязанных компонентов традиционной женской одежды, следует выделить: нательную одежду – рубаха / чехлик, сарафан / шубка; головные уборы – кичка, очипок, косяк, платок; поясные тканые элементы костюма – обрядовые пояса. Данная классификация не охватывает всего многообразия вышитых и тканых изделий сохранивших в орнаментации следы древней символики и являвшихся основными компонентами костюма.
Информаторы хутора Новопокровский, хутор Огородный (Буденный) отмечают те основные функции, которые выполняет традиционный костюм: этнодифференцирующая, магико-религиозная, эстетическая, в рамках основных комплексов: будничная, праздничная и обрядовая. Наиболее ярко выражается магико-религиозная функция. Она проявляется в наиболее архаичных формах костюма. В большей степени с праздничным и обрядовым комплексом связаны вышитые элементы старообрядческого костюма. В меньшей степени орнаментирован будничный комплекс.
В традиционных костюмах старообрядцев-липован отражаются эстетические идеалы, которые во многом ориентировались на общепринятые нормы морали и нравственности. Они создали относительно скромный по колориту костюм — статичный, трапециевидный силуэт, многослойность способствовали не выявлению форм тела, а скорее, наоборот, их сокрытию. «Мы ходили, не как ходют сейчас, рукава у платьев длинные у нас были. …Нас матки учили, как сами учились, так и нас учили, они вели старообрядческий уклад, не то что сейчас…».ii
Основными формообразующими элементами были вытачки-защипы, сборки, которые создавали наполненные, объемные формы; облекая все тело в одежду, тщательно регламентировали длину.
Народная одежда, характеризуясь такими признаками как устойчивость и массовость, относится к тому культурному слою, который принято именовать «традиционно-бытовым».iii Информатор Лагерникова А.Ф. (1935 г.р.) сообщает: «В этом костюме ходили ещё мои предки, удобно и в церкву пойти, по хозяйству, красиво, как иначе?».iv
Одним из наиболее древних элементов костюма является /чехлик /чефлик / рубаха, выступая вплоть до середины ХХ столетия основным видом нательной одежды.
Наиболее распространенной в старообрядческой среде, была рубаха с прямыми поликами, характерная как для русских, так и для украинцев и белорусов. На ранних этапах бытования рубаха была длинной, с длинными, прямыми рукавами, с круглым немного присборенным воротом, иногда с воротником. К данному описанию можно добавить, что переднее полотнище и заднее соединялись на плечах с четырехугольными кусками (вставками) ткани, а рукава пришивались к стану рубахи с помощью ластовиц (квадратные или треугольные вставки ткани в районе подмышек). Низ рукавов обрабатывался по-разному: либо рукав сужался к кисти, либо манжет и рюша, либо манжет и оборка из мелких складок. «Чехлик – это коротенькая рубашечка, рукава длинные, какие застегаются, а какие нет… рюшечка сделана, чтобы хорошо».v
Почти всегда женская рубаха декорировалась: в ранний период это была вышивка, а в поздний — ткань, кружево, тесьма и т.д. Любимые цвета вышивки — черный и красный, фон белый. По словам жительниц хутора Новопокровский, будничные рубахи декорировались очень скромно, а праздничные, особенно свадебные (венчальные), отличались богатой орнаментикой. Здесь орнаментом украшали подол, рукав и грудной вырез. Основное внимание уделялось украшению вышивкой мест соединения рукава с плечом (поликом), манжета, ворота, реже пазухи (разрез на груди) и подола. Иногда вышивка заполняла весь рукав рубахи, что было характерно для украинцев и выходцев из южнорусских губерний. Вышивали рубахи в основном на домотканом конопляном полотне, реже использовались льняные ткани. Вышивали в основном шерстяными и хлопчатобумажными нитками. К середине ХХ столетия в употребление вошли фабричные полотна – миткаль и ситец, которые вытеснили домашнее производство ткани: «Ткань для чехлика брали ситец с горошком или мелким рисунком».vi
Важным элементом женского, традиционного костюма является старообрядческая шубка (сарафан).vii Евсеева Ф.Ф. (1926 г.р.) сообщает: «В Румынии жили очень хорошо, одевались как какие-то помещики. У меня было 18 шубок (сарафанов) в церковь ходить, 25 хороших платьев и др.». viii
Старообрядческую шубку шили из «крындышина», холста (в зимнее время), ситца, атласа надевают выше груди под «рукава», и подвязывают поясом. Шубка отличается множеством сборок, которые придают ей пышность. Декор в виде лент у праздничных сарафанов располагается по низу (по подлу). Проймы сарафана заканчиваются сзади спинкой, которую также вышивают. Низ шубки и «талефку» вышивают цветными нитками или люриксом. Края лямок и подол обшивают двумя полосками цветной ткани – «чтобы нечистый выше не прыгнул».
У жительниц Новопокровского хутора, на сегодняшний день, бытуют ситцевые и атласные шубки и юбки, удлиняющиеся в сторону спинки, которые шьют из 5-10 полок (метров) ткани. В рубахе и юбке женщины выполняют все домашние работы.
Обязательным элементом традиционного костюма является подьюбник, который обычно одевался под шубку. «Одевали сначала рубашку, и обязательно подьюбник, без него на рубашку нельзя одевать шубку. Но сейчас етого не смотрют, старые ещё носют, одевають как положено, а молодые нет»ix Подьюбники шили из белой ткани: «Чисто белая ткань на исподней юбке, она оденется прямо на рубашку, под чехлик из ситца».x
У части старообрядцев уже на территории Румынии бытовал комплекс одежды с юбкой. Домотканые юбки в будничные дни надевали поверх туникообразных или на кокетке рубах, а по праздникам с вышитыми рубахами.
Важным элементом в традиционном костюме является куфайка, напоминающая своим кроем северно-русский шугай. Лагерникова А.Ф. (1935 г.р.) сообщает: «Куфайка – женская верхняя одежда, в складку до пояса. Складки как будто там палочки вставлены, не длинная, теплая. Она прострочена цветным узором, но не вышитая – это церковная одежда. Её раньше просто так не носили, только в церковь».xi
Церковной одежде отводилось особое место в женском костюмном комплексе. «У человека до пояса чистое, все что ниже пояса – поганое. Одежду поганую надо стирать в специальной емкости. Церковную одежду стирают вообще в отдельном тазике, чистом. Не в посудном конечно, но в чистом. Могу еще положить в него при необходимости яблочки чистые, но ничего более. После стирки и полоскания еще ополаскиваем под проточной водой вещь с Иисусовой молитвой». xii
В обычае было нарядно одеваться в традиционную одежду, которую уже повседневно не носили, для выполнения разных обрядов: при проводах масленицы, на семейные торжества, особенно на свадьбу. Так в свадебных обрядах сохранился обычай венчания в традиционном костюме, отдельные элементы которого несут в себе историко-культурные особенности данной группы.
Лагерникова А.Ф. (1935 г.р.) сообщает: «Раньше венчали в шубках. А сейчас и в них, и в платьях. Вот у меня есть шубка – ей годов 200. В ней венчались уже несколько человек. Я в ней хожу уж 65 лет по большим праздникам, и до меня ещё в Румынии носили много людей».xiii
Свадебная одежда старообрядцев – липован сохранилась на основе традиционного костюма. Обрядовая принадлежность свадебной одежды обусловила на длительное время устойчивое сохранение традиционных элементов кроя, цвета ткани, орнаментации и манеры ношения.xiv Свадебный обряд состоял из двух частей: церковного обряда – венчания и следовавшего за ним традиционного свадебного пира. В Новопокровской общине эти этапы определили два женских свадебных комплекса одежды: венчальный / девичий и свадебный.
Венчальный костюм включает в себя следующие элементы – белую рубаху / чефлик, шубку, пояс, платок. Венчальная рубаха, чаще всего, составная, прямого покроя. Ее верхняя часть шилась из четырех прямых полотнищ белого ситца с длинными суживающимися рукавами. Верхние края полотнищ и средней части рукавов присборенные в частые сборки и зафиксированные с изнаночной стороны хлопчатобумажной бейкой. Они образуют округлую горловину с разрезом посередине груди и застегиваются на пуговицу и воздушную петлю. Края рукавов оторочены полосками белого кружева.
Во время венчания головной убор невесты – платок, заменяется убором замужней женщины состоящий из обрядовой кички, очипка, косяка и платка.
Кичка служит лишь каркасом для верхнего головного убора, как самостоятельный головной убор не употребляется. Женщина получает кичку во время свадьбы, она должна обеспечить ей счастье брака. Евсеева Ф.Ф. (1926 г.р.) сообщает: «Повенчались, кичку одел, уже не скидаешь. И дома, и даже ночью. А некоторые наши там носили (в Румынии), а тут поскидали! Пишется так: заповедь не выполняешь – ничто твоё! Вдруг смерть захватит, а ты без кички – большой грех!». xv
«Кичку шьют из обыкновенной материи, можно красивой, можно не очень, простой и на нёй очипок с двумя обручами. Без етих обручей кичка не нормальная. Так на свадьбу сначала одевается кичка, косяк и красивый очипок – сейчас таких нет, в складочку, а раньше они все были украшены блёставками и бисером.».xvi
По мнению Д.К. Зеленина очипок произошел от украинского чепца из золотой и серебряной парчи, на подкладке из накрахмаленного холста. Таким же образом делают нарядные чепцы и в северно-русском комплексе.xvii
Косяк – один из разновидностей платка, сшитый из легкой ткани, по углам которого нашиты кисточки, сделанные из цветных ниток. По углам косяка расшивают нитками того же цвета или люриксом с блёставками. На косяк пришивается лента, которая прикрепляет его к кичке.
Шелковые домотканые платки так же как и покупные – атласы практически не сохранились у жителей Новопокровского хутора, их вытеснили из обихода покупные «цветастые» платки, которые оказались более доступными в данной местности.
Отличительной особенностью головного убора замужних женщин на хуторе Новопокровском является обычай в день свадьбы переплетать одну косу – в две. «В день венчания невеста идёть в одну косу и в платке, когда её повенчали, ей плетут две косы, прямо у в церкви. Разделяются волосы, батюшка молится, читает, поёт, а невесту сажают на скамейку и плетут две косы и так же там поют. Ленты вплетали красную, розовую».xviii Плетут косу уже не на лицо, а на изнанку (под низ), что свидетельствовало об уменьшении статуса женщины. Корнилова Ф.П. (1924 г.р.) сообщает: «Прическа девушки на свадьбе отличалась. У нас тут ладно було носить косы, косочки. А потом замуж вышла любая из нас, уже ты не будешь свои кучери показывать, нет».xix
Венчальный комплекс одежды заменялся свадебным. Этот костюм девушка надевала после венчания. По сведениям информаторов, в конце XIX века в употребление вошло белое свадебное платье. В отличие от более зажиточных семей, которые шили платье из белого шелка, менее обеспеченные шили, преимущественно, из белой марли с подъюбником.
Свадебный головной убор, также изменялся – на кичку и очипок одевали фату и венок. В Новопокровском хуторе венок бытовал в нескольких вариантах, в зависимости от мест, откуда переселялись старообрядцы. У переселенцев из Украины долгое время бытовал свадебный венок с восковыми цветами. Вавилова У.Б. сообщает: « И на Украине, и здесь веночек делали из цветов. Такие цветы восковые, лепили сами и подружки помогали. Были и белые, и красные…сопровождалось это старинными песнями, девические пели…».xx У переселенцев из Турции и Румынии венок дополнялся мишурой: «Мишура золотисто-серебряная, длинная такая не как сейчас делают, была специальная красивая и сзади по пояс. Мишуру обматывали на венок». xxi
Некоторым элементам свадебного костюмного комплекса отводилось «особое» место. Любопытные магические действия производились с женской рубашкой или платьем: «Чтобы уберечься от колдовства, на свадьбу, в подол платья закалывали иголки, насыпали в карман или туфли просо или мак. Говорили, что ведьма, пока не переберет, сделать ничего плохого не может»xxii. Эти действия всегда сопровождались молитвой, иначе считали греховным делом.
О возникновении магической силы рубашки можно привести несколько мнений. Наиболее правдоподобным является мнение, согласно которому рубашка, прилегающая к телу, является по закону Фрейзера (law of contact или of contagion) проводником магической силы «кого сглазили, пусть утрется женским подолом (краем рубашки) и тогда сглаз исчезнет».xxiii Подобное мнение существует и в старообрядческой среде новопокровцев, где особую магическую функцию имеет венчальный платок и шубка. Их хранили на случай болезни ребенка «младенческий сглаз», при этом ребенка накрывали и читали «Отче наш». Эту одежду могли передавать по женской линии – крестная / мать / дочь.xxiv
Традиционный мужской костюм старообрядцев-липован отличался скромностью цвета и украшений. При изучении возрастной функции костюма необходимо отличать случаи, когда представители старшего поколения носят такой же костюм, какой во времена их молодости носили молодые люди. Становится ясным, что отдельные детали костюма, которые теперь носят более пожилые, раньше принадлежали костюмам, которые носили почти все.
Мужские рубахи всегда одевались на выпуск, поверх штанов и обязательно подвязывались поясом. В старообрядческой среде преобладали рубахи – косоворотки (см. рис.). Так же отличием кроя старообрядческой рубахи было наличие сборок ткани под вышивкой на груди и наличием сборок посередине спины под кокеткой (см. рис.) Вероятно, это элемент кроя, сохранившийся в центральных и южных районах России, откуда в большинстве переселялись старообрядцы. Следовательно, крой рубахи известный еще с древнейших времен, сохранился и бытовал до середины ХХ века, и был в широком употреблении. Изменения произошли в технологии обработки: если раньше сборка рубахи выполнялась вручную, то теперь на швейной машинке.
На мужских рубахах вышивались ворот, грудь и манжеты покрывались вышивкой с преобладанием красного цвета. Вышивкой оформляли все швы. Преобладают в вышивке: ромбы, кресты, треугольники, розетки, иногда встречаются цветочные орнаменты. Вышивка в основном была крестом (черным, красным, синим, зеленым иногда желтым). Евсеева Ф.Ф. (1926 г.р.) сообщает: «У мужчин вышивки покрупней эти крестики, а у женщин более маленькие. Вышивка у мужчин, шли крестики, ромбики больше шли косоворотки, вышивка длинненькая, тоненькая, и обязательно пояса. Расцветка разная, бывает черно-красная, иногда с голубым и зеленым». В последние годы вышитые мужские рубахи встречаются крайне редко, их заменяют ситцевые цветные косоворотки.
Верхней одеждой мужчин в церкви является подёвка (кафтан) напоминающая своим кроем украинскую свиту со складками сзади. Так же важным элементом костюма является куцавейка. Она продолжает бытовать в неизменном состоянии и сегодня. Мальчики носят куцавейку меньшего размера. «Фуфайкой здесь называют, а у нас там – куцавейка, тёплая и стеганая».xxv
По сведениям информаторов, мужской свадебный костюм практически не изменялся. На свадьбу жених одевал — брюки, рубаху на выпуск, пиджак. Все подпоясывались поясом. Русов П.И. (1930 г.р.) сообщает: «Жених – хлопец, купил один костюм все, покамисть не женится, че еще покупать?…на голове шляпа. У нас етих фуражек вообще не было, не существовало. Беленький цветочек, обязательно в караманчик».xxvi
Рубахи без пояса не носили. Пояс, будучи непременным компонентом традиционной одежды русских крестьян, наиболее устойчивым её компонентом, играл исключительно важную роль в семейных и календарных обрядах. Общепризнано его значение как оберега, что связано с верой в магическую силу круга, замыкающего пространства. Ряд исследователей подчёркивают, что с поясом соединяли и жизнь, и здоровье его обладателя, и его сверхъестественные силы. Все это позволяет заключить, что пояс является сакральным предметом.xxvii
«Говорили так: «когда будеть суд, будуть идти люди и спросят у них – у тебя пояс есть, крест есть? – Есть; значит, сюда заходи (в рай), а если нема, то к антихристу. Женские пояса были ширше, чем мужские…. Были пояса разделенные на концах на две части и переплетены бисером, это давнишнее, были и на три части делились, на каждой части делали мережку, и они ето делали для красоты.».xxviii
Существовало множество способов повязывания плетеных и тканых поясов, что придавало локальную специфику народной одежде старообрядцев-липован. Иногда, пояс оборачивали несколько раз вокруг талии, переплетали впереди. Концы поясов с кистями завязывали узлом или бантом и оставляли свободно свисать, спереди или по бокам. Выразительное цветовое и орнаментальное решение пояса являлось одним из важных завершающих моментов в общей колористике комплекса народной одежды старообрядцев.
Рассматривая детский костюм, мы сталкиваемся с интересным фактом, что в детском костюме в сравнении с костюмом взрослых удерживаются более архаичные черты. Калетвинцева Т.Ф. (1925 г.р.) сообщает: «Маленькие мальчики, и девочки летом бегают в одних рубашечках, длинных до голени. В давние времена и более старших девочек такие рубашки были ежедневной одеждой».xxix
Особую магическую функцию имеет вышивка на детской одежде. Детская нижняя одежда (рубаха) украшалась разнообразными узорами, чтобы ребенка никто не «сглазил». Красный цвет является одним из самых распространенных средств, против сглаза. Лагерникова А.Ф. (1935 г.р.) сообщает: «Детские рубашечки тоже вышивали, и мать обязательно будет беречь эту рубашку и сколько будет у неё детей, стольким она будет её одевать, первый раз, тогда дети всегда дружные и здоровые. Вышивали крестиком маленькие рисунки, цветы (красные, синие, черные, иногда зеленые). Рубахи были длинные и мальчики без штанишек бегали, или глядишь, какие-то штанишки до коленочек. Кто убирал рубашку в штанишки, называли «католиками».xxx
Мальчики на 6-ом году получали холщовые штаны на каждый день, а к нему рубашечку, но уже покороче. Праздничную настоящую мужскую одежду мальчик начинает носить уже на 16-ом году: «У мальчиков рубашечка, штанишки и поясочек, как у староверов принято! У девочек платьица были длинные и тоже с подпоясочкой».xxxi
Обувь у взрослых и детей практически не отличалась. До середины ХХ века были распространены — чувяки / чувячки, прорезинки, туфли / тухли, постолы.xxxii Чувяки шили на лосевой подошве, их украшали различными набивными рисунками и в х. Новопокровском они не получили длительного использования. Постолы шили из свиной кожи и стягивали на ногах завязками, они вышли из употребления во второй половине ХХ в.
Особые требования предъявлялись костюмам, в которых люди заканчивали своей земной путь, так называемым смертным. Такую одежду начинали готовить с 40-50-ти лет, и бережно хранили.
В похоронную женскую одежду входила шубка, если замужняя – косяк, кичка, а потом платок. «Одежда такая же, в какой посещают церковь». Погребальные рубахи у старообрядцев-липован изготовляли в основном из белого льна, а также серой иногда цветной покупной ткани. Такие рубашки не вышивались. Сшивается рубашка из одного полотна, и только руками, не завязывая узелков на нитке с иголкой. Стежки располагаются, «от себя». К ним нельзя было пришивать ни пуговицы, ни крючки, а только завязки. Обычно такие костюмы заготавливали впрок, до конца не дошивали, опасаясь умереть не в свой срок. Чулки на покойника не одевали, вместо них ноги заматывали полосками материала. Тапки тирлицы для покойника должны быть шитые из сукна вручную.xxxiii Потом покойника повивают саваном. Лица остаются открытыми, укрывают только лица монахов и священников.
Одежду умершего закапывали или стирали и отдавали нищим. Нижнее белье не одевали: «Все должно быть готово. Одевали в чем ходили — рубашечку, пояс. А в костюм зачем его туда наряжать? Лучше если собрался помирать отдай дома сам, от своей души, пока ты живой. Одежда если нет новой, можно стираную. Клали еще венчик, рукописание, лестовку (в левую руку)».xxxiv Одежда женщин: «Длинная рубашка, шубка (сарафан), если замужняя – косяк, кичка, потом платок. Одежда такая, как ходили в церкви».xxxv
Традиционная одежда старообрядцев-липован складывалась на протяжении всей своей истории и передавалась из поколения в поколение. На своеобразие одежды липован наложили отпечаток межэтнические связи и верность соблюдению заветов предков. Сложный отпечаток различных напластований предал особое очарование этой этнографической группе. На сегодняшний день, в старообрядческой общине, сохраняется в основном полутрадиционный комплекс одежды. Вышивка в контексте традиционного костюма проявляется в основном у жителей пожилого возраста (головные уборы, подъюбники, реже рубахи, шубки). Имеющиеся в наличии вышитые вещи, бережно хранятся и передаются по наследству из поколения в поколение.
Примечания:
i ПМ -2000 г. АК №5 г.Приморско-Ахтарск Краснодарского края. Ин-т:Лагерникова А.Ф. (1935 г.р.).Исс-ль:Кочеткова М.А.
ii ПМ ЭЭ (КГУКИ) А/К №10. х.Новопокровский Приморско-Ахтарский район. Ин-т: Шаброва Евдокия Ивлевна (1923 г.р.) Исс-ль: Дербина Г.А., Емец К.И.
iii Е.Ф.Фурсова.Традиционная одежда русских крестьян-старожилов Верхнего Приобья (конец XIX-начало ХХ вв.).-Новосибирск.-1997 г.-стр.5
iv ПМ ЭЭ-2000 г. АК №5.г.Прим.-Ахтар.Краснодар.кр.Ин-т:Лагерникова А.Ф.(1935 г.р.).Исс-
ль:Кочеткова
v ПМ ЭЭ (КГУКИ) А/К №13. х.Новопокровский Приморско-Ахтарский район. Ин-т: Пилипенко Ховрония Ивановна (1920 г.р.)
vi ПМ ЭЭ (КГУКИ) А/К №13. х.Новопокровский Приморско-Ахтарский район. Ин-т: Пилипенко Ховрония Ивановна (1920 г.р.)
vii Д.К.Зеленин в своих исследованиях писал: «слово «сарафан» по происхождению персидское, все же не исключена возможность проникновения его видов. Персидское serapa или sarapaj дословно значит “с головы до ног”. Так персы называют длинную скромную одежду. Некоторые другие названия сарафана – западного происхождения; таковым является, например, шубка. Д.К.Зеленин.Восточнославянская этнография.-М. 1991 г.,с.243
viiiПМ КФЭЭ-2000 г. АК №2072.х.Новопокр.Прим.-Ахт.р-на.Ин-т:Евсеева Ф.Ф.Исс-ль:Кобезский А.И
ix ПМ -2000 г. АК №5 г.Приморско-Ахтарск Краснодарского края. Ин-т:Лагерникова А.Ф. (1935 г.р.).Исс-ль:Кочеткова М.А.
x ПМ ЭЭ (КГУКИ) А/К №13. х.Новопокровский Приморско-Ахтарский район. Ин-т: Пилипенко Ховрония Ивановна (1920 г.р.)
xi ПМ -2000 г. АК №5 г.Прим,-Ахт.Краснодар. кр. Ин-т:Лагерникова А.Ф.(1935 г.р.). Исс-ль:Кочеткова
xii ПМ ФЭЭ (НИЦ ТК) А/К 2830, 2831 г. Приморско-Ахтарск Ин-т: Беженарева Полина Леонтьевна (1949 г.р.) Исс-ль:Кобезский А.И.
xiii ПМ -2000 г. АК №5 г.Прим,-Ахт.Краснодар. кр. Ин-т:Лагерникова А.Ф.(1935 г.р.). Исс-ль:Кочеткова
xiv С.В. Горожанина, Л.М.Зайцева. Русский народный свадебный костюм. М. 2003 г., с. 4
xv ПМ КФЭЭ-2000 ( НИЦ ТК) АК №2270.х.Новопокр.Прим.-Ахт.К.к.Ин-т:Евсеева Феврония
Федуловна (1926 г.р.).Исс-ль:Кобезский А.И.
xvi ПМ ЭЭ-2000 г.-АК №5.г.Прим.-Ахтар.Кр.края.Ин-т:Лагерникова А.Ф.(1935 г.р.).Исс-ль:Кочеткова М.А.
Д.К.Зеленин.Восточнославянская этнография. М. 1991 г., с.300
xviii ПМ -2000 г.-АК №5 г.Прим.-Ахтар.К.к.Ин-т:Лагерникова Анисия Федоровна.(1935 г.р.).Исс-ль:Кочеткова М.А.
xix ПМ ЭЭ (КГУКИ) 2004 А/К №4 х. Новопокровский Приморско-Ахтарский район Ин-т: Корнилова Феврония Потаповна (1924 г.р.) Исс-ль: Дербина Г.А., Радченко Е.А.
xx ПМ ЭЭ (КГУКИ) 2004 А/К № 11 х. Новопокровский Приморско-Ахтарский район Ин-т: Вавилова Ульяна Борисовна (1935 г.р.). Исс-ль: Худорожкова Ю.О., Хрюкина А.А.
xxi ПМ ЭЭ (КГУКИ) 2004 А/К № 9 х. Новопокровский Приморско-Ахтарский район Ин-т: Русов Потап Изотович (1930 г.р.). Исс-ль: Сидоренко О.Г., Саустенко А.А.
xxii ПМ КФЭЭ-2000 г.-АК №2290, 2294.Приморско-Ахтарск..Ин-т: Лагерникова Анисия Федоровна.(1935 г.р.) Исс-ль:Кобезский А.И.
xxiii П.Г.Богатырев. Вопросы теории народного искусства.-М.-1971 г.-стр.315
xxiv ПМ КФЭЭ-2000 г.-АК №2290, 2294.Приморско-Ахтарск..Ин-т: Лагерникова Анисия Федоровна.(1935 г.р.) Исс-ль:Кобезский А.И.
xxv ПМ -2002 г.- АК №1.г.Прим.-Ахтар.Кр.края.Ин-т:Лагерникова А.Ф. (1935 г.р.) Исс-ль:Кочеткова М.А.
xxvi ПМ ЭЭ (КГУКИ) 2004 А/К № 9 х. Новопокровский Приморско-Ахтарский район Ин-т: Русов Потап Изотович (1930 г.р.). Исс-ль: Сидоренко О.Г., Саустенко А.А.
xxvii Л.М.Русакова.Узоры поясов:к проблеме дешифровки.//Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск. 1992 г., с.229
xxviii ПМ ЭЭ-2000 г.-АК №5.г.Прим.-Ахтар.Кр.края.Ин-т:Лагерникова А.Ф.(1935 г.р.).Исс-ль:Кочеткова М..А.
xxix ПМ -2001 г. АК №7 г.Приморско-Ахтарск Краснодарского края. Ин-т:Калетвинцева Т.Ф. (1925 г.р.).Исс-ль:Кочеткова М.А.
xxxПМ КФЭЭ-2000 г. АК №2068 г.Приморско-Ахтарск Краснодарского края. Ин-т: Лагерникова А.Ф.(1935 г.р.).Исс-ль:Кобезский А.И.
xxxi ПМ КФЭЭ-2000 г. АК №2070 х. Буденый .Приморско-Ахтарский район. Ин-т: Тестова Евдокия Трифоновна .(1923 г.р.).Исс-ль:Кобезский А.И.
xxxiiПМ ЭЭ (КГУКИ) А/К №13. х.Новопокровский Приморско-Ахтарский район. Ин-т: Пилипенко Ховрония Ивановна (1920 г.р.)
xxxiii ПМ ЭЭ (КГУКИ) А/К №. х.Новопокровский Приморско-Ахтарский район. Ин-т: Каранова Евдокия Петровна(1938 г.р.) Исс-ль:
xxxiv ПМ КФЭЭ-2000 г. АК №2071 х. Буденый .Приморско-Ахтарский район. Ин-т: Тестова Евдокия Трифоновна .(1923 г.р.).Исс-ль:Кобезский А.И.
xxxv ПМ КФЭЭ-2000 г.- АК №2774 г.Прим.-Ахтарск Краснодар.края. Ин-т: Лагерникова А.Ф.(1935 г.р.).Исс-ль:Кобезский А.И.