«Старообрядчество юга России: история и современность»
Последние годы в жизни Российского государства характеризуются новым подъемом интереса к духовному наследию отечественного прошлого. Заботой о нравственном возрождении русского народа объясняется поддержка всевозможных общественных инициатив, имеющих социальную и социокультурную значимость и направленных на изучение, популяризацию и, в конечном счете, возрождение традиционных ценностей и нравственных начал, без которых невозможно полноценное существование, функционирование и международная конкурентоспособность нации. Благодаря поддержке государства появилась возможность реализации такого масштабного социально значимого проекта, как «Русская связь». Сохранение и популяризация духовного наследия русского старообрядчества и поддержка историко-культурных связей с общинами за рубежом», разработанного Благотворительным фондом по сохранению православных общин (г. Приморско-Ахтарск, Краснодарский край, Россия).
Главной целью данного проекта является сохранение и популяризация духовного наследия русского старообрядчества в контексте укрепления традиционных ценностей российского общества (патриотизма, института семьи, нравственности). Общей целью определяются его задачи: 1. Мониторинг современного состояния старообрядческих общин в пределах РФ, ближнего и дальнего зарубежья. 2. Установление и развитие связей с соотечественниками за рубежом. 3. Популяризация традиционных ценностей, носителями которых является русское старообрядчество. 4. Поддержка позитивного образа русского старообрядчества как исконной традиционной российской конфессии и неотъемлемой части формирующейся российской нации. 5. В перспективе создание Ресурсного центра, объединяющего представителей ряда старообрядческих общин, как в России, так и за рубежом, а также активных деятелей в области русской культуры.
Проект включает в себя целый комплекс мероприятий, таких как экспедиции в места проживания старообрядческих общин с целью мониторинга их современного состояния, социального положения в условиях иноэтнического и иноконфессионального окружения, сбора исторического и этнографического материала путем интервьюирования, фото- и видеофиксации; круглые столы с привлечением к участию представителей старообрядческих общин, представителей образования и культуры, общественных деятелей; создание сайта для освещения результатов работы; издание иллюстрированной книги о современном состоянии старообрядческих общин; съёмка документального фильма, посвященного истории и традиционной культуре старообрядческих общин южных субъектов РФ и родственных им общин ближнего и дальнего зарубежья; проведение летнего слёта старообрядческой молодежи на территории Краснодарского края, включающего в себя спортивно-патриотические и культурно-просветительские мероприятия.
Географический охват проекта весьма широк и включает в себя как субъекты Российской Федерации, так и государства ближнего и дальнего зарубежья. В определении географии мы руководствовались принципами родства, которое объединяет наиболее крупные старообрядческие общины юга России (Краснодарского края, Ставропольского края, Астраханской области, Дагестана) с соплеменниками и единоверцами за рубежом, из Грузии, Молдавии и Румынии. Мы искренне надеемся, что наша работа будет способствовать укреплению связей с соотечественниками за рубежом, даст толчок разработке механизмов сохранения их этнической, языковой, конфессиональной идентичности и наметит пути для дальнейшей интеграции.
Из истории
Как известно, разобщение русского народа и рассеивание его на огромном пространстве от Сибири до Дуная и Малой Азии стало следствием церковных реформ патриарха Никона во второй половине XVII века, расколовших Русскую Православную Церковь и русское общество на два непримиримых лагеря. Усугубление его пришлось на правление Петра Великого, реформаторский произвол которого привел к невиданным масштабам бегства простых крестьян, казачества, посадского люда и рядового духовенства за пределы России.
Можно выделить три основных зарубежных региона расселения старообрядцев. Одна часть нашла убежище на территории польской шляхты (район Ветки и Стародубья), образовав здесь крупнейший старообрядческий центр, укрывавший в последующие десятилетия беглецов из России. Другая группа донских казаков-старообрядцев (1200-1500 человек), получивших впоследствии название казаков-некрасовцев, после подавления восстания Кондрата Булавина уходит в подданство Крымскому хану на территорию Кубани. И, наконец, третьим регионом массового расселения староверов стали земли Буковины и Бессарабии, находившиеся во владении Австро-Венгрии, немногим позже – и Добруджи. Впоследствии территория Нижнего Подунавья станет местом наиболее массового заселения русских-старообрядцев, получивших наименование «липоване».
В Буковине наиболее ранними по основанию были села Белая Криница, Климовцы и Соколинцы. На землях Молдавского княжества – села Кунича и Сырково. В Нижнем Подунавье – Большие и Малые Дунавцы, Сарикёй, Болотное и др. Численность старообрядческого населения Буковины, Молдавии и Добруджы пополнялась в дальнейшем до середины XIX века благодаря механическому приросту за счет беглых из России, возникали новые поселения. Казаки-некрасовцы оставались на Кубани несколько десятилетий, затем несколькими группами во второй половине XVIII века переселяются на Дунай и оттуда, после русско-турецкой войны 1806-1812 гг., окончательно перебираются на территорию Малой Азии, основав на оз. Майнос село Эски-Казаклар (Кёрджагёль). После провозглашения в 1879 г. независимости Румынии территория Добруджи входит в ее состав, однако несколько десятков семей старообрядцев переселяются после этого в Малую Азию по тем предлогом, что «при турке лучше жилось», и основывают здесь поселения Хамидие, Джигидие и Акчаир.
По сравнению с проживающими в России старообрядцами, единоверцам, оказавшимся на чужбине повезло. В Австро-Венгрии, Турции, Румынии они пользовались значительными свободами, о преследовании на почве вероисповедания и речи не могло быть. Староверы имели возможность спокойно исполнять церковные службы по древнему чину, не опасаясь репрессий. Наиболее известные старообрядческие скиты находились недалеко от села Мануйловка (в Молдавии) и в селе Слава Русская (в Добрудже). Во второй половине XIX века огромное значение получил монастырь в Белой Кринице (в Буковине). Запрет на межэтнические браки способствовал изоляции от внешнего окружения и помог старообрядцам оставаться русскими в полном смысле этого слова, сохранить свой язык, традиции и веру.
Во второй половине XIX – начале ХХ вв. старообрядцы занимали весьма важную нишу в социально-экономической структуре приютивших их государств. Зарекомендовав себя как первоклассные земледельцы, строители и рыболовы (в Добрудже рыболовецкий промысел полностью находился в руках русских), староверы пользовались значительными льготами. Идея переселения в Россию в то время для них не имела особой актуальности. Ситуация начинает кардинально меняться на рубеже веков, когда приход к власти националистически настроенных правительств, потрясения Первой мировой войны, а затем начало Второй, приведут к резкому ухудшению положения местного русского населения. Таким образом, с начала ХХ века начинается новый этап в истории зарубежного старообрядчества, который характеризовался активными поисками новых контактов со своей исторической Родиной, завершившийся рядом массовых переселений в Россию.
Возвращение
Произошли перемены и в самой России, которая с провозглашением в 1905 г. вероисповедных свобод, вновь обретает статус Родины для рассеянных на чужбине старообрядцев.
Возвращение первой партии зарубежных старообрядцев пришлось на 1911 г., когда 616 человек из селения Хамидие Брусского вилайета Турции прибыли в Сочинский округ Черноморской губернии и основали три поселения – в Матросской Щели (близ Головинки), Бабук-ауле и Имеретинской Бухте. В дальнейшем первые два поселения были упразднены и старообрядцы оттуда перебрались в Имеретинскую (Нижнеимеретинскую) Бухту, основав компактное поселение.
Вскоре, в 1912 и 1914 гг., из Турции прибыли первые две партии казаков-некрасовцев, основавших поселки Воскресеновка и Вознесеновка в Грузии в 35 верстах от Батуми, откуда в 1918 г., не желая оставаться подданными провозглашенной Грузинской демократической республики, проследовали на Кубань. После неудачной попытки обосноваться в юрте станицы Прочноокопской Лабинского отдела, казакам-некрасовцам по распоряжению Кубанской Рады был выделен участок для основания собственного поселения в Приазовской береговой полосе, недалеко от станицы Приморско-Ахтарской. Так, в 1920 г. появился х. Новонекрасовский. Вскоре неподалеку старообрядцами-липованами, также выходцами из Турции, был основан х. Новопокровский, отстройка которого началась весной 1921 г. В дальнейшем Новопокровка пополнялась переселенцами практически на протяжение всего ХХ века, что позволило превратиться ей в один из центров старообрядчества (Новозыбковской иерархии) не только на Кубани, но и в масштабах всей страны. Здесь найдут свое прибежище и недовольные политикой коллективизации старообрядцы с Дона, и выходцы из Румынии в послевоенный период, и беженцы из Грузии в новейшее время. Кроме того, х. Новопокровский станет по-настоящему кузницей кадров для Древлеправосавной Церкви. Только в период с 1969 по 1987 годы из числа старообрядцев-покровчан было рукоположено 7 священнослужителей. С 1988 года по сегодняшний день эта цифра утроилась.
Следующая волна переселения старообрядцев из Турции пришлась на 1924-1927 гг. Территорией для их поселения была избрана Донская область, земли Черкасского, Донского и Сальского округов. Однако здесь старообрядцы-переселенцы не прижились. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. начался их массовый отток. В первую очередь это было связано с политикой коллективизации – явлением невиданным и неприемлемым для староверов, привыкшим к свободе на чужбине. В итоге несколько семей оказывается в хуторе Новопокровском Приморско-Ахтарского района. В 1932 г. порядка 200 семей с Дона переселяются в район г. Кизляр в Дагестане, где в 1934 г. основали село Некрасовка. Несколько десятков семей проследовали в Грузию, где обосновались в районе г. Поти в поселках Уреки, Григолетти, Молтаква, Сабанкучка, Анаклия. В это же время было организовано переселение сорока семей казаков-некрасовцев в с. Шавкитиле Махарадзевского района ССР (в Аджарии).
Очередное переселение старообрядцев было организовано с территории Румынии в 1947 году в порядке репатриации соотечественников из-за рубежа, предпринятой советским правительством в целях пополнения человеческих ресурсов и восстановления народного хозяйства после военной разрухи. Первая партия старообрядцев прибыла в Краснодарский край в сентябре 1947 г. Она состояла из жителей сел румынской Добруджи – Журиловки и Гиндерешта (Новенького). Районами постоянного проживания этой группы были выбраны Ейский район (селения Воронцовка и Кухаривка), Камышеватский район (ст. Должанская) и Темрюкский район, где недалеко от станицы Ахтанизовской был основан старообрядческий поселок «За Родину». Следующая партия старообрядцев из добруджанских сёл Сарикёй, Слава Русская, Слава Черкесская, Караклиу (Румыния) и Казашка-Магала (Болгария) прибыла в октябре 1947 г. в Херсонскую область, откуда часть старообрядцев в основном рыбаков проследуют в Астраханскую область в Харабалинский и Камызякский районы – села Речное и Успех. Другая часть старообрядцев присоединиться к общинам Краснодарского края (х. Новопокровский) и Грузии.
Крупное массовое переселение приходится на 1962 г., когда последняя группа казаков-некрасовцев в составе 1000 человек прибудет из Турции в Ставропольский край и обоснуется в трех поселках Левокумского района – Новокумском, Малосадовом и Кумской Долине.
Последние переселения уже на территорию Российской Федерации пришлись на первую половину 1990-х годов. В результате гражданской войны в Грузии большая часть проживавших здесь старообрядцев покидают обсиженные места. В основной массе они переселяются на территорию Краснодарского края, основав в станице Бриньковской Приморско-Ахтарского района общину и церковный приход. Несколько семей присоединяется к своим единоверцам в хуторе Новопокровском.
Современность
На сегодняшний день наиболее крупные и деятельные старообрядческие общины на юге России представлены преимущественно переселенцами из зарубежья.
Духовным центром Древлеправославной Церкви по праву является х. Новопокровский Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, являющийся местопребыванием архиепископа Ионы (Игрушкина), уроженца села Слава Черкесская (Румыния). Здесь в храме Покрова Пресвятой Богородицы, построенном в 1994 г., осуществляет богослужение протоиерей Григорий Полиектович Ефимов. Непосредственно к этому приходу примыкает община г. Приморско-Ахтарска, которую уже много лет окормляет протоиерей Георгий Полиектович Ефимов. В Приморско-Ахтарске ведется строительство нового кафедрального Собора в честь святых славных и всехвальных Верховных апостолов Петра и Павла.
Активное храмостроительство ведется и в других приходах Древлеправославной Церкви. В ст. Бриньковской (настоятель о. Александр Аралов (род. в с. Кёрджагёль (Турция)) строится храм Святой Живоначальной Троицы. В новообразованном селе Некрасовское, возникшем несколько лет назад на месте ликвидированного поселка Нижнеимеретинская Бухта, осуществляется строительство храма Успения Пресвятой Госпожи Богородицы (председатель общины — протодиакон Артемий Ефимов). В г. Краснодаре в молодом приходе церкви в честь Святителя Николы Мирликийского чудотворца (настоятель – епископ Сила (Самсонов)) осуществляется сбор средств на строительство временного быстровозводимого молитвенного помещения и идет процесс подготовки и строительства постоянного основного храма. В г. Донецк, несмотря на трудности военного времени, местная община (настоятель о. Дмитрий Гарбузов) строит храм в честь Благовещения Богородицы.
Наиболее отдаленным филиалом Древлеправославной Церкви на юге России является приход в с. Некрасовка Кизлярского района Дагестан. В местной церкви Живоначальной Троицы службы совершаются непрерывно с момента основания поселения. Окормляет приход о. Андрей Шамов, который одновременно является настоятелем приходов в Волгоградской и Ростовской областях.
Из ныне действующих старообрядческих приходов Белокриницкой иерархии в первую очередь следует отметить приходы казаков-некрасовцев в поселках Новокумский (храм Успения Пресвятой Госпожи Богородицы, настоятель – о. Никифор Ялуплин) и Кумская Долина (храм Живоначальной Троицы, настоятель — о. Евлампий Бандеровский) Ставропольского края. Старообрядцев поселков Речное и Успех Астраханской области окормляет священноиерей о. Василий Будаев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Астрахань.