Методические рекомендации по улучшению межэтнических и межконфессиональных отношений для представителей органов власти, учреждений культуры и образования
На законодательном уровне
В рамках развития Концепции государственной национальной политики Чеченской республики, принятой в 2007 г., необходимо принятие Закона Чеченской республики о признании основополагающей роли старожильческой традиционной культуры в укреплении социальной стабильности, гражданского и конфессионального согласия, покровительстве в восстановлении и сохранении этнокультурного пространства Чечни. В Законе должны быть прописаны необходимость выявления, изучения и распространения форм традиционной системы ценностей старожильческих групп населения, включая традиционные нормы общения, поведения, урегулирования конфликтных ситуаций, установок на культуру взаимоотношений с земляками и соседями, научных исследований в этом направлении, государственной поддержке самодеятельным аутентичным фольклорным коллективам и мастерам народных промыслов, фестивалям, праздникам и другим мероприятиям, способствующим общению культур, профессиональной подготовке кадров для изучения, сохранения и развития духовного наследия региона. Закон должен предусматривать выявление и включение в государственный реестр объектов культурного достояния старожильческого населения, меры по его охране и развитию, содержать компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в этой сфере, государственные гарантии покровительства и защиты, бюджетного финансирования и государственного стимулирования внебюджетных вложений.
Пока такой закон не принят, отделам культуры и образования Администраций Наурского и Шелковского районов Чеченской республики необходимо разработать через библиотеки, музеи, дома культуры, средние учебные заведения планы мероприятий по внедрению в жизнь принципов Государственной национальной политики Чеченской республики, принятой в 2007 г. в числе которых названы: формирование у населения установок толерантного сознания и поведения, уважительного отношения к обычаям, традициям, языкам, культуре, религиозным верованиям всех народов; сохранение и развитие языков и культур чеченцев, всех этнических групп, объективное освещение их истории; возрождение народных обычаев и традиций, способствующих гармонизации отношений между гражданами и сообществами; обеспечение внутринационального и межнационального мира и согласия; содействие возрождению полнокровной полиэтничности.
На научном уровне необходима дальнейшая государственная поддержка исследовательских проектов, связанных с изучением традиционного опыта, механизмов адаптации в поликонфессиональном этнокультурном пространстве, исследованием этнокультурных стереотипов, прогнозированием возможных перспектив восстановления духовности и условий интеграции. Базой для таких проектов могут выступить отделы истории народов Северного Кавказа, этнологии, языка, литературы и фольклора Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской республики, кафедра «Истории народов Чечни» исторического факультета Чеченского государственного университета, привлеченные столичные и региональные научно-исследовательские коллективы и отдельные специалисты, занимающиеся изучением этих проблем.
Основными научными направлениями должны выступать:
- полевые исследования в местах проживания старожильческого населения Чеченской республики, сбор материала по системе жизнеобеспечения, этнокультурным и конфессиональным стереотипам, народному опыту общения казачьей и вайнахской культур, стратегиям выживания в экстремальных ситуациях и др.
- подготовка сборников документов и других материалов на основе разысканий в архивохранилищах, изучения источников личного происхождения и др. о формах интеграции в этнокультурное пространство Чечни и России в целом;
- подготовка серии монографий «Земляки и соседи», где на уровне этносов и этнических групп, отдельных станиц, сел и аулов, исследовались бы формы интеграции на локальном и микроисторическом уровне; продолжающегося издания «История и культура населенных пунктов Чеченской республики»;
- работа над изданиями, посвященными роли религиозных объединений и общин в укреплении пространства общения культур: «Приходы Русской православной церкви в истории формирования этнокультурного пространства Чечни», «История и культура старообрядчества на Тереке», «Конфессии Чечни в истории и культуре межнационального общения» и др.
- подготовка коллективной монографии «Казачество Чечни: традиционный опыт и культура межэтнического общения».
На образовательном уровне. Для подготовки специалистов в области изучения и сохранения традиционной культуры Министерству культуры Чеченской республики необходимо заключить договор с Краснодарским государственным университетом культуры и искусств о подготовке необходимых специалистов (руководитель национально-культурного центра, этнолог-фольклорист) на факультете традиционной культуры КГУКИ. В перспективе продумать открытие подобного факультета на базе Чеченского колледжа культуры и искусств, который необходимо преобразовать в Институт. Необходима подготовка соответствующих программ, учебно-методических пособий по изучению и сохранению традиционного наследия.
В рамках пункта 4.4. Концепции государственной национальной политики Чеченской республики, где говорится о воспитании «населения, особенно подрастающего поколения, в духе принципов единства и целостности Российской Федерации», формировании «у населения установок толерантного сознания, неприятия любых форм насилия», «культивировании идей межнационального мира и согласия, дружбы, общности интересов и исторических судеб народов России», распространении «знаний об истории и культуре чеченского народа и других этнических общностей, проживающих в Чеченской Республике, истории ратного, экономического и социокультурного взаимодействия чеченцев и других народов, историко-культурных взаимосвязях народов России», сохранении, развитии и культивировании «народных обычаев и традиций, служащих укреплению межнационального доверия и согласия, мирному разрешению межэтнических проблем и конфликтов», формировании «у населения, особенно у молодежи, уважения к истории, языку и духовному опыту других народов», для средней школы необходима подготовка серии ярких иллюстрированных изданий учебных пособий (подобный опыт имеется в соседнем Дагестане) «История великой дружбы» по отдельным этносам и этническим группам Чечни, в том числе – русским.
Необходимо издание печатной и электронной версии специального иллюстрированного журнала, направленного на историческую и культурную интеграцию народов Чечни, в котором бы регулярно печатались работы исследователей и местных краеведов об историко-культурных связях в прошлом и настоящем, родословные, семейные истории, материалы локального изучения обрядов, веры и верований, системы ценностей, народной дипломатии и др.
Целесообразно поведение в Наурском и Шелковском районах Чеченской республики ежегодных Панкратовских чтений, посвященных памяти казачьего историка и краеведа Ф.С. Панкратова, изучавшего культуру терских и гребенских станиц, древности ногайцев, чеченцев и осетин. В рамках этих чтений могли бы встречаться профессиональные исследователи истории и традиционной культуры, краеведы, работники местных учреждений культуры (музеев, библиотек, национально-культурных центров и пр.), делиться итогами своих разысканий и опытом сохранения местного наследия, давать оценку современной ситуации, давать рекомендации органам власти.
На базе усадьбы Хастатовых в пос. Паробоч необходимы организация и проведение ежегодных Лермонтовских чтений, а на базе музея Л.Н. Толстого в ст. Старогладковской – Толстовских чтений, с привлечением специалистов из дома-музея Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, Тархан, Пушкинского дома, Пятигоского и Таманского музейных комплексов и др., которые были бы посвящены поискам понимания и культуре общения России и Кавказа.
Необходимо придать государственный статус и оказать поддержку частному музею казачьей старины в ст. Калиновской Наурского района, где традиционное наследие долгие годы подвижнически сохраняет Обукосум Эскирханов.