Негосударственное учреждение

дополнительного

образования

ДЕТСКИЙ КАЗАЧИЙ ЦЕНТР

ПРИМОРСКО-АХТАРСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2001-2014 ИТОГИ РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Пояснительная записка

I. Аналитический блок

1.1. Информационная справка о НУДО «Детский казачий Центр»

— краткая история развития ДКЦ

— деятельность ДКЦ

— материально-техническое обеспечение деятельности ДКЦ

— педагогические кадры

— обучающиеся в ДКЦ

1.2. Анализ состояния и проблем НУДО «Детский казачий Центр»

— анализ работы ДКЦ ЗА 2001-2012 гг.

— анализ воспитательной работы ДКЦ ЗА 2002-2012 гг.

— особенности образовательного процесса

П. Концептуальный блок

2.1. Методологическая основа осуществления

образовательно-воспитательного процесса в НУДО ДКЦ.

2.2. Предназначение НУДО ДКЦ.

2.3. Цель и задачи НУДО ДКЦ.

 

dkc

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На сегодняшний день малый город – является самой распространенной в России административно-демографической единицей. Специфика условий развития личности в социально-культурной среде малого города заключается в отсутствии искушения стать пассивным потребителем культурных ценностей. Дефицит культурных потоков, отсутствие развитой культурной инфраструктуры ставят жителей малого города в ситуацию выбора между рутиной провинциальной жизни и творчеством. В этих условиях практически каждое учреждение дополнительного образования стремится найти собственные подходы к осуществлению образовательной деятельности, разработать хорошо организованную и управляемую систему, которая могла бы обеспечить удовлетворение изменяющихся потребностей населения в различных видах творческой деятельности и одновременно повысить его рейтинг среди других образовательных учреждений.

Программа деятельности образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования Детского казачьего центра является важнейшим стратегическим документом, дающим развернутую характеристику обозримых перспектив развития учреждения как целостного образовательного объекта инновационного типа.

Настоящая программа определяет стратегию НУДО ДКЦ на период 2012 -2017 гг. Она разработана на основе анализа предыдущего опыта работы Детского казачьего центра в микро-социуме Приморско-Ахтарского района в период 2001-2012гг.

Все данные, положенные в основу выводов и рекомендаций, являются результатом совместной работы ДКЦ с воспитанниками центра, родителями, педагогами ДКЦ, сотрудниками отдела образования, отдела культуры, отдела социального обеспечения района, депутатами районного совета Приморско-Ахтарского района.

Программа включает два взаимосвязанных и взаимообусловленных блока

— аналитический и концептуальный.

I. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

1.1. Информационная справка о НУДО Детский казачий центр. Информационная справка составлена с целью ознакомления с деятельностью ДКЦ, накопленным опытом, потенциальными возможностями педагогического коллектива. Информационная справка является основой для выявления проблем, решение которых позволит перевести учреждение в режим развития.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДКЦ

ДКЦ — негосударственное учреждение дополнительного образования зарегистрирован постановлением Главы администрации Приморско-Ахтарского района от 26.01.01 и внесен в Единый государственный реестр юридических лиц 28.10.02.

В 2012 году Детскому казачьему центру исполнилось 11 лет. Он создан в2001г. и весь период существования располагался по адресу: Россия, Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, хутор Новопокровский, ул.Центральная, 1.

Свое название учреждение»Детский казачий центр» получил не случайно. Исторически сложилось так, что на территории Кубани, казачье население преобладало. Большинство иногородних переселенцев с уважением относились к истории, традиционной культуре, укладу и быту казаков. Воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, семье, бережное отношение к духовному наследию Православной церкви , все это вызывало глубокое чувство уважения и привлекало в казачьи ряды все больше людей. С течением времени укоренившиеся на Кубани традиции и обычаи повлияли на становление ряда поколений.

Сегодня «Детский казачий центр» создает необходимые условия для формирования у детей представлений о человеческих ценностях на основе изучения отечественной истории, традиционной культуры и ее региональных особенностей, подтверждая тем самым свое название.

Материальная база ДКЦ:

— базовым зданием является детский сад бывшего колхоза в х.Новопокровском, выкупленный Учредителем на аукционе с прилегающей территорией (земля, лошади, оборудование);

— в г.Приморско-Ахтарске занятия с воспитанниками проводятся в арендуемых помещениях при образовательных учреждениях города, спортивные площадки и залы; — занятия с воспитанниками Воскресной школы проводятся на территории церкви св.Петра и Павла в г.Приморско-Ахтарске.

Центр начинал свою деятельность как внешкольное учреждение и выполнял вспомогательную функцию, углубляя и развивая то, что давала детям общеобразовательная школа. В ДКЦ за истекший период обучалось свыше 300 детей; работали группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, клуб по месту жительства «Мастер», военно-патриотический клуб, группы спортивно-оздоровительного направления, конноспортивный клуб, коллективы детского художественного творчества, а также одним из первых направлений ДКЦ начала свою деятельность Воскресная школа. Обмен педагогическими творческими идеями обогатил методическую копилку ДКЦ. Здесь рождались и реализовывались новые интересные, порой и нетрадиционные программы по дополнительному образованию.

 С 2002 года закрепились и приобрели устойчивую форму творческие связи ДКЦ с образовательными, культурными, общественными организациями не только города и района, но и края. С 2004 года ДКЦ активно сотрудничает с высшими учебными заведениями Краснодарского края (КУБ ГУ, КГУКИ), Ростовской области (РГГУ), Санкт-Петербурга (СПбГУ), Москвы (консерватория им.П.И.Чайковского). С 1999 года ДКЦ сотрудничает с Научно-исследовательским центром традиционной культуры Кубани ГНТУ «Кубанский казачий хор».

 

За 10 лет ДКЦ прошел не простой путь развития, характерный для многих учреждений дополнительного образования детей. Основными направлениями его деятельности являлись:

— организация свободного времени детей — многопрофильная клубная работа (в том числе и по месту жительства);

— предоставление своей материальной базы, в качестве экспериментальной площадки, для проведения районных, городских и краевых детских творческих фестивалей и конкурсов, прохождения научно-исследовательских экспедиций, туристических и спортивных слетов;

— разнообразная концертная деятельность (организация сезонных праздничных мероприятий).В настоящее время ДКЦ дает дополнительное образование и воспитание детям г.Приморско-Ахтарска и х.Новопокровского. Занятия детей способствуют формированию у них углубленного интереса к различным отраслям знаний, миропонимания, культуры и искусства разных жанров и видов.

 В современных экономических условиях деятельность ДКЦ потеряла привычную стабильность. Продолжая успешно реализовывать досуговые программы и проводить мероприятия, являющиеся составной частью образовательной программы, педагогический коллектив должен постоянно искать новые формы и направления работы, думать о развитии и перспективах своего существования.

Весь процесс образования и воспитания в ДКЦ направлен на выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями и умениями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной к активному участию в духовной жизни общества.

Эта цель реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс образовательных программ, имеющих социальную, культурологическую, профориентационную, оздоровительную, эстетическую и досуговую направленность и внедрение современных педагогических методик и технологий обучения и воспитания детей.

Реализация данной установки позволила педагогическому коллективу на основе изучения интересов детей, их родителей, других социальных заказчиков четко выделить приоритетные направления деятельности, подчиненные идее сохранения всего положительного, что было накоплено в содержательном плане за многие годы, создать детские объединения (учебные группы, клубы, студии, секции).

направлений работы ДКЦ выделяются следующие:

1. Организация свободного времени детей (многопрофильная работа творческих объединений);

2. Создание необходимых условий для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей детей в изменяющемся обществе.

3. Развитие творческой ориентации детей дошкольного и школьного возраста и психолого-педагогическая диагностика творческого потенциала каждого ребенка.

4. Оздоровительное развитие детей.

5. Личностно-нравственное и профессиональное самоопределение детей на основе их творческой деятельности, суть которой — в приобретении необходимых качеств для будущей профессии.

6. Социализация и психолого-педагогическая поддержка малообеспеченных, многодетных семей.

7. Разработка и реализация нетрадиционных программ по дополнительному образованию детей, педагогических технологий и механизмов их реализации, проверка программ на практике.

8. Обеспечение занятости и развития детей, не посещающих дошкольные учреждения.

 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДКЦ

ДКЦ в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет следующие виды деятельности – реализация дополнительных образовательных программ, художественно-эстетической, социально-педагогической, туристско-краеведческой, военно-патриотической, физкультурно-спортивной направленностей.

 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ

 

Материнская школаработа с молодыми семьями, повышение психолого-педагогической компетентности. За период 2001-2012гг. за помощью к специалистам обратилось около 40 семей.

Подготовительная школа. Студия раннего развития детей «Радуга». Руководитель: Ефимова Людмила Ивановна.

Подготовка детей к школе; всестороннее воспитание и развитие, укрепление здоровья детей. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания. Реализуются образовательные программы: Азбуковедение, Окружающий мир, Физкультура, Мастерилка и пр. За период 2001-2012гг обучение прошли около 120 человек.

 

Воскресная школа. Школа осуществляет свою деятельность в традициях Православной церкви на основе ее вероучения и историко-культурного наследия Древней Руси. Основные предметы: Церковное чтение. Церковно-славянский язык. Древнерусская литература. История казачества и др. За период 2001-2014гг обучение прошли около 270 чел. детей и 70 чел. взрослых.

Руководитель: протоиерей о.Георгий (Ефимов Георгий Полиектович).

 Социальная школа. навыки организации клубной работы «Школа юных лидеров»: волонтер-клуб «Юниор», волонтер-клуб «Мастер», волонтер-клуб «Лидер»,

«Школа молодых специалистов». Данная программа рассчитана на детей и подростков 10-18 лет и молодых людей 18-30 лет Приморско-Ахтарского района. Основной целью является активизация интереса учащихся и молодежи к проблемам избирательного права, расширению знаний и представлений о значимости этих проблем в демократическом государстве, воспитание в духе приоритета прав и свобод личности. Программа позволяет сформировывать кадровый потенциал ОМСУ; разработать плановую систему подготовки общественных лидеров; сформировать молодежные коллективы, выявляя перспективных управленцев; организовать образовательный процесс, направленный на подготовку помощников депутатов МСУ и кадров для сельского самоуправления «Чиновник села». Система подготовки общественных лидеров, помощников депутатов определяется целесообразностью и была сориентирована пожеланиями самих депутатов. Таким образом, для изучения и привития навыков были разработаны следующие дисциплины для изучения:- Делопроизводство

— Работа со СМИ

— Этика, этикет, стилистика, Риторика

— Английский язык

— Основы психологии

— Конституция РФ ,Федеральное, международное, региональное законодательство

— Политические партии и партийное строительство. Выборные технологии

— Электронные средства связи .Знание ПК

— Основы журналистики, фото и видеосъемка

— Бюджет, бюджетная система.

— Основные понятия об учете и отчетности. Использование средств.

За период 2001-2012гг обучение прошли 50 чел. Результатом подтверждающим эту работу является 50 трудовых книжек, открытых и выданных воспитанникам «Школы молодых специалистов» в ДКЦ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Школа традиционной культурыработа кружков художественно-эстетического и культурологического направлений.

Мастерская народного декоративно-прикладного искусства «Артель» основана в июле 2003 года. Работа мастерской направлена на изучение народного декоративно-прикладного искусства Кубани в т.ч. Приморско-Ахтарского района. Занятия позволяют воспитанникам овладеть новыми знаниями в области народных промыслов и ремесел. В учебном процессе принимают участие дети дошкольного и школьного возраста, а также студенты ССУЗов и ВУЗов.

Мастерская «Артель» организовывает и проводит ежегодные выездные историко-этнографические экспедиции по Приморско-Ахтарскому району и Краснодарскому краю. В 2004г. совместно с кафедрой этнологии и фольклора Краснодарского государственного университета культуры и искусств была проведена студенческая экспедиция в составе 15 человек. В течение 10 дней участники экспедиции изучали историю и традиционную культуру восточно-славянского населения Приморско-Ахтарского района. В период с 2005 по 2010гг. совместно с Центром детского творчества» Содружество» (г.Краснодар) на базе ДКЦ было организовано и проведено 5 детских фольклорно-этнографических экспедиций и 10 мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству. Обучение прошли 60 чел. детей. Все фото и видеоматериалы собранные воспитанниками ДКЦ в различных экспедициях и туристических походах могут послужить дополнительным материалом к учебно-методическим пособиям по истории, кубановедению, географии Приморско-Ахтарского района.

Студия флористики «Флор Идея» основана 10 декабря 2006 года. За период работы для работы студии приобретено технологическое оборудование. Ежесезонно проводится сбор природного растительного материала. Проводятся занятия с подростками в виде кружка флористики. Разработан широкий ассортимент изделий с использованием природных, растительных материалов произрастающих в Приморско-Ахтарском районе.

Участники студии «Флор Идея» неоднократно принимали участие в школьных тематических выставках, ежегодных выставках «Руки простого мастера» на день города. Участвовали в выставках, «Аллея мастеров», городов Ейск, Геленджик, Анапа. Не однократно, в составе делегации Приморско-Ахтарского района, участвовали в выставках, в музейном комплексе под открытым небом, «Атамань».

В 2011 году, за участие в VI Межрегиональном Фестивале народного творчества «Черноморская палитра» награждены дипломом Администрации Хостинского района города Сочи. За период 2008-2012гг обучение прошли около 30 чел. детей и 20 чел. взрослых

Руководитель: Улисский Александр Анатольевич.

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ и ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Спортивно-патриотическая школа.

Предметная и тематическая направленность данной школы реализует физкультурно-оздоровительную, туристско-краеведческую и военно-патриотическую деятельность ДКЦ.

Одним из первых, с момента основания ДКЦ, был открыт Казачий конноспортивный клуб. За годы своего существования он стал настоящей «визитной карточкой» Детского казачьего центра. Важно то, что благодаря конноспортивному клубу все воспитанники ДКЦ с малых лет осваивают навыки верховой езды и самостоятельно осуществляют, весь уход за лошадьми. За период 2001-2012гг обучение в клубе прошли около 200 чел. В 2004 году все выпускники конноспортивного клуба были приняты в казаки представителями Кубанского казачьего войска.

Руководитель: Ефимов Марк Георгиевич

Спортивно-туристический клуб «ТИП» (Туристы Искатели Приключений) основан в октябре 2005 года. В период с 2005 по 2008 год деятельность клуба включала в себя:

— занятия по спортивно-туристической подготовке

— спортивно-туристические походы

— организация туристических слётов

— участие в Районных и Краевых туристических слётах

— занятия со специальным туристическим снаряжением

— изучение элементов скалолазания.

С целью популяризации и развития спортивного туризма и активных видов отдыха среди детей и подростков Приморско-Ахтарского района с 2009 года применяется форма работы в средних образовательных учебных учреждениях. А также, в последние годы разработано:

— 10 туристических маршрутов

— 8 экскурсионно- туристических маршрутов

— 5 водных маршрутов

— 9 спортивно-туристических маршрутов

Охват учащихся, за 2011 год, в СОШ №1,№2, №13, №18, №22

г. Приморско-Ахтарск в возрасте 1-8 классы, составил 466 детей и подростков и 54 взрослых (родители). Проведено 18, всесезонных, туристических выходов и выездов. А так же проводятся теоретические занятия по туризму и встречи информационного характера с показом фото и видео материалов о туристических походах.

Руководитель: Улисский Александр Анатольевич.

 Спортивно-патриотический клуб «Славяне»

СПК «Славяне» начал свою деятельность задолго до создания Детского казачьего центра. Ежегодно обучение в клубе проходило до 100 человек детей, воспитанников школ города Приморско-Ахтарска и района. С появлением единомышленников спортивно-патриотический клуб разносторонне развил свою работу. Так, в октябре 2007 года на базе СОШ №3 сотрудниками ДКЦ был создан СПК «Славяне» ФСК «Оптималист», который работает непрерывно по настоящее время (в том числе во время всех школьных каникул и отпуска руководителя). Интенсивность занятий – более 108 часов в месяц.

Участиники и структура.

Ежегодно в клуб приходят новые воспитанники, поэтому общая численность детей доходит до 100 чел. На сегодняшний день в клубе работают 11 групп: Закал-бег, волейбол, подвижные игры (две возрастные группы), «Семья», рукопашный бой, общефизическая подготовка, разведчество, туризм, Союз Трезвых Сил, яхтинг и гребля.

Массовые мероприятия: Ежегодно клуб принимает участие в спортивных и школьных праздниках прим.– 10, (охват 230 чел). Районные весенние казачьи игры – 1, (50 человек). Пешеходные, конные, водные турпоходы: однодневные – прим. 25, многодневные – 10.За один календарный год клуб организует и проводит около 35-ти турпоходов, в которых проводится до 70-ти дней в году, участниками становятся до 350 человек (дети и взрослые). Выполнение нормативов:

Руководитель клуба строго следит за выполнением всех нормативов. Ежегодно в клубе присваиваются звания и разряды: III взрослый разряд по туризму – прим. 20 человек за год;.III юношеских по туризму – прим. 50человек за год; Значки «Юный турист России» — 30 человек за год;«Юный спасатель» (1-3 ступени) – 25 человек за год; III разряд разведчика-скаута – 10 человек за год.

 Просветительская работа:

Регулярно с воспитанниками клуба проводятся классные часы, викторины на темы антинарко и ЗОЖ

За истекший период времени подготовлено к публикации и издано сборников антинаркотических материалов: 20 экземпляров, 1 500 комплектов.

Распространено среди членов клуба антинаркотических сборников – около 500 шт.,

видеофильмов – 75 штук.

Оформлено фотостендов – 30.

Ведётся летопись клуба в виде ежемесячных буклетов и электронная фотолетопись .

Передано в школьную библиотеку антинаркотических методических сборников 50 штук, дисков и видеофильмов 15 штук.

ФСК активно участвовал в ремонте школьного спортзала.

«…Любой поход – это не только мурлыканье на солнышке и просмотр пейзажных картинок. Это и постоянная работа, и учеба: узлы, ориентирование, костры, лазание, страховки, ночные переходы…Но все же основными предметами в школе под названием «туризм» является самообладание, дружелюбие, взаимопомощь, здоровый образ жизни. И все участники этого похода сдали очередные экзамены по этим предметам на «хорошо» и «отлично»…».

Руководитель: Кобезский Александр Иванович

 Молодежный военно-спортивный клуб “РУСИЧ» основан в 2004 году.

Основным видом деятельности являются занятия по Армейскому рукопашному бою. За время работы члены клуба принимали участие в соревнованиях разных уровней по рукопашному бою, боксу и карате «Кюдошинкай». Ещё одним видом деятельности ВСК является военно-патриотическое воспитание детей и молодёжи. Регулярно проводятся военно-полевые сборы и занятия по огневой и тактической подготовке. С шестым Казачьим обществом члены клуба выезжали на полевые сборы, где принимали участие в стрельбах и учениях.

После прохождения курса обучения спортсмены клуба пользуются приоритетным правом при поступлении высшие учебные учреждения МО, МВД и ФСБ России.В период с 2004 по 2011 год в клубе «Русич» занималось более 300 детей и подростков.

Руководитель: Бригаденко Юрий Николаевич

Спортивная секция БОКСА

 

Секция бокса создана в октябре 2011 года.

В секции занимаются 3 возрастные группы:

1-я – 7-14 лет;

2-я – 15-18 лет;

3-я – от 18 и старше.

Тренировки проводятся 3 раза в неделю.

Регулярно посещают занятия более 30 чело

век.

В декабре 2011 года проводился открытый турнир по боксу среди старших юношей.

В турнире принимали участие ребята из г. Тимашевска, ст. Каневской, ст. Брюховецкой и г. Приморско-Ахтарска.

 

Участвовало 50-60 спортсменов разных возрастов.

Победители были награждены почетными грамотами, медалями, ценными подарками.

Общее количество занимающихся около 40 человек.

Руководитель: Янгиров Рашид Зинурович

Спортивная секция “АЙКИДО»

Секция создана 1 марта 2010 года. 3 возрастные группы: 1-я- 6-8 лет; 2-я- 9-15 лет; 3-я-от 15 и выше. Тренировки проводятся 4 раза в неделю. Одна тренировка посвящена работе с оружием (нож, палка, деревянный меч). Регулярно посещают занятия более 30 человек. В декабре 2010 года в г. Анапа проходил семинар и аттестация по айкидо. 6 человек прошли аттестацию и получили 5 степень кю, 1 человек получил 4 степень кю. В мае 2011 года в г. Краснодар прошли аттестацию 4 человека, им присвоена 4 степень кю. В конце июня ребята участвовали в показательных выступлениях по айкидо, посвященных Дню Молодежи. 14-15 января 2012 года в г. Приморско-Ахтарск проходил семинар и аттестация по айкидо. Проводил семинар председатель московского айкидо клуба Гакумон Додзе Сафронов Михаил (4 дан Айкидо Айкикай). На этом семинаре аттестацию прошли 17 человек, им присвоены следующие степени кю:

10 кю – 2 человека; 6 кю – 2 человека; 5 кю – 10 человек; 3 кю – 3 человека. 23 февраля 2012 года ребята принимали участие в показательных выступлениях, посвященных Дню Защитника Отечества. Ведется журнал и статистика посещаемости. Общее количество занимающихся более 50 человек.

 Руководитель: Головкин Виктор Николаевич

1.2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ НУДО «Детский казачий центр».

Анализ работы ДКЦ ЗА 2001-2012 гг.

В 2001-2012 году задачи, поставленные перед ДКЦ, были выполнены. Были созданы условия для личностного развития детей, их оздоровления, профессионального самоопределения, творческой реализации, формирования культуры, адаптации к жизни в обществе, организации содержательного досуга. Задачи Детского казачьего центра решались в следующих направлениях: художественно-эстетическое, культурологическое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное.

Над решением поставленных задач работали 10 штатных педагога и 2 совместителя. Педагогические кадры распределялись следующим образом: Педагогов дополнительного образования 10 чел.; Методистов 9 — чел.; Руководителей структурных подразделений 4 чел.; Вспомогательный состав 11 чел.

Количество воспитанников в ДКЦ за истекший период — 300 человек.

За отчетный период в ДКЦ работали 8 методических объединений по следующим направлениям:

1 — Социальный проект — рук. Ефимов Г.П. 2 — Информационные технологии — рук. Сурцев В.Н. 3 — Педагогические технологии. Дошкольное образование -Бабушкина Н.А., Ефимова Л.И.., Калчина О.Г., Лукашева Е. Ф. Лященко М.А. 4 — Краеведение, туризм, физкультурно-спортивное направление — Кобезский А.И., Улисский А.А. 5 — Патриотическое воспитание — Кобезский А.И. 6 — Клубная работа по месту жительства — Ефимов М.Г. 7 — Историко-этнографическое метод.объединение — Лященко М.А. 8 — Учебно-производственный цех — Улисский А.А.

В результате работы этих объединений было разработано и реализовано 7 проектов , способствующих повышению качества образовательного процесса, эффективности инноваций, внедрению лучших образцов педагогической деятельности, педагогическому общению, выработке единых подходов, критериев оценки результатов образовательной деятельности обучающихся и педагогов.

— «Новый день села» 2001г.

— «Отцы и дети» 2002г.

— «Школа молодых лидеров» 2003г.

— «Молодые лидеры» ЗСК проект 2005г.

— «Мультимедийная библиотека НКО» 2005г.

— «Организация работы клуба по месту жительства — КЛУБ «Мастер» 2005г.

— «РДЮЭЦ- План – проект создания «Районного детско-юношеского этнокультурного центра Приморско-Ахтарского района Краснодарского края» в рамках краевой программы «Этническая деревня» 2007г.

А также ряд программ направленных на оздоровление детей: «Программа по оздоровлению детей в летний период»; программа выезда детей в летний оздоровительный лагерь на Черном море в п.Кабардинка с 2004 по 2007гг.; выпуск методических пособий «Программа АНТИНАРКО — пропаганда здорового образа жизни» 2004-2012гг.; выпуск методических пособий для родителей, к программе «Материнская школа» рекомендации по профилактике здорового образа жизни, «Прививки» 2003-2010гг.

 Особо значимой в развитии ДКЦ является научно-исследовательская работа, без которой появление и само открытие центра было бы невозможно. Огромный вклад в основу научной деятельности ДКЦ внесли ученые-специалисты по изучению самобытной русской народной культуры (в.ч. православной культуры русских старообрядцев-липован) Елена Александровна Агеева и Николай Григорьевич Денисов.

 

Неоднократно, за весь последующий период своей деятельности, в ДКЦ принимали гостей. За годы сотрудничества сформировались и сложились теплые и дружественные отношения с преподавателями ВУЗов, учеными-исследователями, студентами, аспирантами из разных учебных заведений Краснодарского края (КУБ ГУ, КГУКИ), Ростовской области (РГГУ), Санкт-Петербурга (СПбГУ), Москвы (Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, консерватория им.П.И.Чайковского).

В период с 2001 по 2012годы ДКЦ непрерывно сотрудничал с Научно-исследовательским центром традиционной культуры Кубани (НИЦ ТК при ГНТУ «Кубанский казачий хор») под руководством Бондаря Николая Ивановича. В ходе совместной работы были организованы и проведены 2 научно-исследовательских экспедиции по изучению традиционных праздников и обрядов, музыкального фольклора русских старообрядцев-липован. Сотрудниками НИЦ ТК Зудиным Антоном Ивановичем, Жигановой Светланой Александровной, Кобезским Александром Ивановичем, Лященко Мариной Анатольевной был записан и архивирован ценный материал (аудиозаписи, видеозаписи, фотоматериалы) по изучению истории и традиционной культуры Приморско-Ахтарского района. Результатом совместной длительной работы является печатное издание «История и культура старообрядцев Кубани. Община старообрядцев-липован Приморско-Ахтарского района: история и культура» 2006г.

Архив Детского казачьего центра насчитывает более 100 часов аудиозаписей, около 500 редких фотографий. Хранение фото, видео и аудиоматериалов осуществляется на цифровых носителях. Предметы духовной и материальной культуры имеющие историко-культурную ценность (древние рукописные и печатные церковные книги, церковный и бытовой инвентарь, элементы традиционной одежды и пр.) бережно хранятся сотрудниками ДКЦ. Данные материалы возможно использовать как ознакомительный материал к учебным курсам и урокам по истории Кубани, истории России, кубановедению, декоративно-прикладному искусству. В перспективе ДКЦ открытие Музея народной культуры в х.Новопокровском.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Процесс обучения в ДКЦ представляет специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности.

Организация учебно-воспитательного процесса в ДКЦ характеризуется следующими особенностями:

учащиеся приходят на занятия в свободное от учебы в школе время;

— обучение организуется на добровольных началах;

детям предоставляются возможности сочетать различные направления деятельности

и формы занятий;

— допускается переход обучающихся из одной группы в другую;

— предоставляется возможность воспитанникам ДКЦ заниматься в нескольких объединениях (с разрешения родителей).

ДКЦ организует обучение детей в тех или иных объединениях в течение всего календарного года, включая каникулы, выходные и праздничные дни.

Сегодня ДКЦ предоставляет детям образовательные услуги в их свободное время на основе добровольного выбора ими образовательной области, вида деятельности, направления и профиля программы, времени ее освоения.

Образовательные области и виды деятельности направлены на формирование мировоззрения детей, развитие познавательных способностей, становление мотивационных установок положительной направленности, удовлетворение многообразия их интересов.

 Результатом обучения в ДКЦ должно стать овладение обучающимися определенным объемом знаний, умений, навыков, развитие их творческих способностей, а также сохранения и укрепления физического здоровья детей. Сложность решения выше обозначенных проблем связана с тем, что часть программ, утвержденных в 2002г. не были выполнены полностью по некоторым причинам:

— отсутствовало системное единство программного проектирования в дополнительном образовании,

— воспитательная концепция ДКЦ находилась в стадии становления,

— распределение мероприятий по месяцам происходило неравномерно,

— дорабатывались критерии результативности реализации программ,

— трудно решались вопросы материально-технического обеспечения,

— недостаточен был уровень разработки новых технологий.

В ряду приоритетных проблем, решение которых предполагает привлечение и объединение усилий управления, практики, выделяется необходимость создания личностно-ориентированной модели образовательного учреждения. Первые шаги в этом направлении уже сделаны (Коллективное творческое дело — КТД пронизывает все основные программы ДКЦ), а с 2003г. ДКЦ организовывает КТД совместно со школами города Приморско-Ахтарска. Еще предстоит привести в систему (на более высоком качественном уровне) деятельности ДКЦ по обеспечению личностно-ориентированного подхода к образованию воспитанников. Методики и технологии рассчитаны в основном на «среднего» воспитанника, тогда как в каждой группе есть как перспективные дети, так и те, кто не может успеть за основным составом группы. Главные причины этих проблем следующие:

— недостаточное использование научно-обоснованных методов диагностики развития ребенка;

— недостаточное применение форм индивидуально-группового обучения;

— слабая материальная база ДКЦ, в первые годы своей деятельности.

Весьма актуальной является проблема обновления содержания дополнительного образования детей. В большинстве объединений ДКЦ содержание образовательного процесса не претерпело значительных изменений. Поэтому остро ощущается необходимость стимулировать создание программ нового поколения — необходимо проектировать образовательные программы, как средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, к общечеловеческим ценностям. Однако, ради справедливости надо сказать, что решать проблему обновления содержания дополнительного образования самостоятельно педагогическому коллективу ДКЦ затруднительно, т.к. нет муниципальной финансовой поддержки; кроме того, без привлечения знаний высшей школы, ведущих специалистов в области воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (любого уровня вплоть до Министерства образования России), подобная проблема будет решаться поверхностно.

Впрочем, подобные трудности характерны для большинства учреждений дополнительного образования любой направленности.

Можно выделить еще ряд проблем в учебно-воспитательном процессе в НУДО ДКЦ:

— недостаточный опыт работы отдельных педагогов в учреждениях дополнительного образования,

— нестабильность состава педагогического коллектива,

— слабое финансирование процессов развития ДКЦ.

 

УПРАВЛЕНИЕ НУДО ДКЦ

В ДКЦ создан коллектив единомышленников, что обеспечивает ответственность каждого за решение поставленных перед учреждением задач. Управление ДКЦ осуществляется на основе сотрудничества, соуправления с опорой на инициативу и творчество всего педагогического коллектива.

Перевод ДКЦ в режим развития обеспечивается созданием банка информации, который постоянно обновляется. С учетом этого строится анализ, планирование, контроль, ретуширование деятельности коллектива.

Таким образом, внутреннее управление представляет собой целенаправленное взаимодействие, сотрудничество всех участников педагогического процесса по достижению поставленных перед коллективом целей.

Высшим органом управления ДКЦ является Совет, который собирается 3 раза в год.

Педагогический совет рассматривает вопросы, подготовленные администрацией ДКЦ и методическим советом.

Сегодня Детский казачий центр находится на пути создания новой организационной структуры и системы управления. Поиск способов изменения организационно-структурных механизмов внутреннего управления обусловлен следующими направлениями:

— создаваемый рынок образовательных услуг требует того, чтобы каждое учреждение образования имело право и возможность выбирать индивидуальное направление, ориентируясь на определенные запросы населения. ДКЦ в этой ситуации должен стать саморазвивающейся системой.

— система управления ДКЦ должна способствовать созданию условий для самореализации и саморазвития личности каждого педагога.

В настоящее время возникла необходимость создания такой организационной структуры и системы управления, которая бы учитывала инновационный характер деятельности учреждения дополнительного образования и позволила бы включить в управление и самоуправление участников, задействованных в учебно-воспитательном процессе ДКЦ. Это связано с увеличением объема работ и изменениями в содержании деятельности учреждения.

2.1 Методологическая основа осуществления образовательно-воспитательного процесса в НУДО «Детский казачий центр»

Традиционно из поколения в поколение воспитание детей осуществлялось путем передачи опыта взрослых через механизм подражания, внушения, обучения навыкам и т.д. Это было вполне естественно в силу стабильности общего ритма жизни, однотипности условий существования у сменяющих друг друга поколений.

Современные условия жизни существенно изменили основные принципы социализации ребенка. Последние десятилетия принесли с собой общее ускорение темпов общественной жизни, кардинальное изменение предметного мира, обвальный рост потока информации, а с ними и необходимость постоянного обновления знаний, производственных навыков, ориентации и установок личности. В этих условиях социальный опыт старших перестает играть роль определяющего фактора социализации формирующейся личности. Авторитет старших неизбежно снижается, а следование их образцам поведения перестает быть определяющим способов воспитания детей. Молодые люди вынуждены решать те проблемы, которые перед их отцами не стояли. Следовательно, уже новое поколение не может жить только опытом своих отцов и дедов. Именно поэтому так резко ослабевает эффективность традиционного семейного воспитания.

Сегодня успешность адаптации личности определяется главным образом тем, в какой мере она способна к собственному изменению в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

Вот почему современный подход к образованию и воспитанию не может ограничен только передачей детям готовых знаний, умений, навыков, а должен быть связан с реализацией принципа развитая личности. Основной упор в процессе образования и воспитания сегодня необходимо делать на формирование у ребенка с раннего детства ориентации на самовоспитание и способности к саморазвитию. Только самостоятельно регулируя свои желания, поступки, можно обеспечить активное приспособление к постоянно возрастающим требованиям современного мира. Следовательно, необходимо объединить свои усилия с семьей и школой в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной и для него самого и общества.

 2.2 Предназначение ДКЦ

В настоящее время коллектив оказался перед необходимостью проведения системных изменений и разработки стратегии деятельности ДКЦ как единого организма. Осуществить поставленные задачи можно при создании единой системной работы, затрагивающей все компоненты деятельности учреждения.

Принимая во внимание все вышесказанное, ДКЦ определил направление своей работы на предстоящий период (2012-2017гг.) как обеспечение системного подхода к развитию и саморазвитию личности в процессе познавательно-воспитательной деятельности. Сущность предстоящей реорганизации предстоит в том, чтобы превратить ДКЦ в целостную открытую социально-педагогическую систему, способную создать комплексное образовательное пространство для развития и саморазвития каждого учащегося средствами дополнительного образования. В этом состоит предназначение ДКЦ.

2.3 Цель и задачи ДКЦ

Взяв за основу методологию системного анализа, педагогический коллектив ДКЦ ставит своей целью реализацию системного подхода к образовательно-воспитательной деятельности и ее переориентацию на развитие творческих способностей ребенка, формирование у него потребности в саморазвитии, освоении им практических навыков самосовершенствования в процессе собственной жизнедеятельности.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач.

1. Введение в педагогическое пространство объединяющей (интегральной), модели дополнительного образования, которая:

— соединяет обучение и воспитание в неразрывное целое;

— построена на основе сочетания требований социума с индивидуальными потребностями учащихся, выявленными на основе диагностики их личностный состав;

— базируется на технологии оказания помощи ребенку в самоопределении, самореализации, самоорганизации.

2. Построение образовательного взаимодействия в ДКЦ на основе принципа диалогичности, охватывающего отношения всех участников образовательно-воспитательного процесса — педагогов, родителей, учащихся.

5. Разработка системы стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов, способствующей повышению эффективности образования и воспитания в системе дополнительного образования.

Практическая реализация целей и задач предполагает реорганизацию всех основных направлений деятельности ДКЦ образовательно-досуговой работы, методического обеспечения кадровой и финансовой политики, управленческой деятельности.

 Проанализировав деятельность ДКЦ за 2001-2012гг., можно сделать следующие выводы: следует уделять особое внимание подготовке коллективных творческих дел, организаторам следует помнить, чем больше усилий затрачено на подготовку дела, тем выше вероятность его успешности. Создание творческой атмосферы, понимание педагогами, того факта, что нет мелочей в подготовке любого творческого дела – залог его высокой результативности.

Педагогический коллектив Детского казачьего центра готов к успешной реализации поставленных задач.

Таковы основные итоги деятельности ДКЦ за период 2001-2012гг.