Аналитическая справка по современному состоянию и перспективах интеграции русского населения в этнокультурное пространство Чечни, его культурно-национальных организаций и православных приходов
Русские играли и продолжают играть особую роль в жизни Чечни. Трагедия конца ХХ – начала XXI в., вызовы российской государственности, выливавшиеся в конфликты и противостояние на этносоциальном, политическом, криминальном и других уровнях способствовали оттоку русского старожильческого населения из республики, утрате чувства безопасности, уверенности в завтрашнем дне, кризису традиционной системы адаптации в поликонфессиональном обществе. Актуальная для территории республики статистика иллюстрируется следующими данными. Если по переписи 2002 г. в Чечне проживало 40645 русских (3,7% населения), то по переписи 2010 г. уже 24382 русских (1,9% населения), а в 2011 г., по данным заместителя министра Чеченской республики по национальной политики О.Ю. Петухова, «чуть более 10000 человек».
Власти Чеченской республики осознают опасность ухода русского старожильческого населения из культурной, экономической, политической жизни этого субъекта Федерации, поскольку сокращение численности русских нарушает традиционное этнокультурное, конфессиональное, демографическое и социально-экономическое равновесие, способствует разрушению традиционных механизмов социального контроля как в своей, так и в соседской среде. На основании указа Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова была разработана республиканская программа «Возвращение и обустройство русского и русскоязычного населения, ранее проживавшего в Чеченской Республике», которую запустили в 2007 г. Однако к моменту завершения программы, рассчитанной на два года, в марте 2010 года представитель Миннаца Чеченской республики признался, что программа так и осталась на стадии проекта, поскольку республиканского бюджета не хватило, а федеральный бюджет на эти цели обращал мало внимания.
В ходе осуществления проекта «Русские Чечни: изучение и сохранение традиционных духовных ценностей и опыта межэтнической интеграции» в феврале-марте 2018 г. рабочей группой были проведены полевые культурно-антропологические исследования в Шелковском и Наурском районах Чеченской республики – именно здесь сегодня сосредоточена основная масса оставшегося русского старожильческого населения. Согласно паспорту Наурского муниципального района на 1 января 2018 г. русских зафиксировано: в ст. Наурской – 674 чел., в ст. Ищерской – 435, в ст. Калиновской – 40, в ст. Мекенской – 162, в ст. Николаевской – 26, в ст. Савельевской – 18, в с. Алпатово – 110, в с. Фрунзенском – 18, в пос. Чернокозово – 324, в с. Новотерском – 52, с. Левобережненском – 22, с. Солкушинском – 12, с. Рубеженском – 124, с. Ульяновском – 7; всего – 2024 чел. Всего же в районе проживают 58550 человек, из которых 54106 – чеченцы. По данным паспорта Шелковского муниципального района на 1 января 2018 г. числилось 2089 русских, которые составили 3,5% от общей численности населения в этом районе Чеченской республики. Всего в районе на это время зафиксировано 59763 человека, из которых 50194 составили чеченцы. Таким образом, по официальной статистике, в этих двух районах проживают чуть более четырех тысяч русских. Однако по устным данным, полученным в ходе работы экспедиции в Шелковской и Наурский районы Чеченской Республики, эту цифру необходимо сократить как минимум в полтора раза. Официальные подсчеты зафиксировали всех прописанных, на деле выехавших за пределы Чеченской республики и проживающих на территориях Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской, Воронежской, Московской и других областей Российской Федерации.
Участниками рабочей группой изучалась ситуация в официальной и общественной инфраструктурах, для чего были организованы встречи с представителями депутатского корпуса Чеченской Республики, Министерства культуры, Министерства по национальной политики, внешним связям, печати и информации, местного духовенства, с руководителями казачьих обществ, центров традиционной казачьей и русской культур. В местах проживания старожильческого населения Чеченской республики (станицы Шелковская, Червленная, Старогладковская, Гребенская, Дубовская, пос. Парабоч Шелковского района; станицы Наурская, Ищерская. Мекенская, Калиновская, пос. Чернокозово Наурского района) осуществлялся сбор материала по православным, в том числе – старообрядческим традициям русского старожильческого населения Чечни, системе жизнеобеспечения, этнокультурным и конфессиональным стереотипам, народному опыту общения казачьей и вайнахской культур, стратегиям выживания в экстремальных ситуациях и др.
Русские Чечни, как и другие этносы и этнические группы республики, остаются составляющей российского общества, объединенной особенностями самосознания, местных традиций, жизнеобеспечения на основе условий региональной экономики и культуры. В то же время, ни в одном из субъектов Российской Федерации русские не понесли такой тяжелой нравственно-психологической травмы, как здесь в 1990-е гг. Военные действия, воинствующий экстремизм и насилия, невыносимые условия, при которых созидатели и труженики в одночасье превратились в ответственных за «оккупацию» и «этноцид», лишенных социальных прав заложников криминальных режимов, беженцев с родины предков, привели не только к гибели и массовому исходу русского населения, но и подвергли разрушительному воздействию традиционную систему ценностей, сам механизм преемственности поколений. Разрушение общинного уклада и семейной традиции, смена населения в бывших казачьих станицах, уход носителей народной культуры, разрыв духовной трансляции привели к утрате традиционных обрядовых и праздничных форм, как на бытовом уровне, так и на уровне культурной памяти.
Тем не менее, важными средствами самоидентификации старожильческого населения республики выступают опыты духовной интеграции с земляками и соседями в прошлом и настоящем, этнокультурные стереотипы. Горское влияние выступает этнообъединительным, и, в тоже время, дифференцирующим признаком для подчеркивания своего отличия от остальных русских. Свою идентичность станичники нередко демонстрируют через владение чеченской лексикой, крылатые выражения, знание этикета. Образы событий и персонажей в исторических представлениях русских Чечни рисуют актуальные для них в XVIII – начале XXI вв. сюжеты и портреты: основание станиц в Притеречье, Екатерина II и Суворов, война, торговля и дружба с чеченцами, трагедии и победы ХХ в. Несмотря на воспоминания о Кавказской войне, горькое наследие двух войн 1990-х – начала 2000-х гг., вынужденную миграцию в соседние и другие регионы России, местные русские хранят память о добрососедских отношениях, взаимопомощи в годы тяжелых испытаний, культурном взаимодействии. В жизни русских Чечни важная роль принадлежит местам памяти, символическим воплощениям прошлого, призванным сохранять представления о самих себе и своей истории. Места памяти (курган в ст. Наурской, дома известных станичников, кладбища, памятные кресты и др.) закрепляют самосознание и образы прошлого, символически воплощают достижения и потери.
Поскольку сегодня в республике нет возможности содержать кладбищенских служащих, кладбища убираются за счет проводимых местными властями субботников, причем в уборке участвуют активно не только русские, но и чеченцы, хотя у них есть свои мусульманские кладбища. В хорошем состоянии кладбища станиц Червленной, Ищерской, Наурской, Старогладковской. В последней, благодаря активной деятельности директора литературно-этнографического музея С.Х. Загибова, кладбище было приведено в порядок, очищены заросли и мусор, возведен новый забор и ворота. В наиболее удручающем положении находится «батяцкое» кладбище ст. Гребенской. Сетка забора здесь в нескольких местах порвана, среди могил гуляют домашние животные. Центр кладбище представляет сплошные заросли, где нашла убежище стая одичавших собак, поэтому появляться здесь небезопасно. У многих захоронений валяются обглоданные кости животных – следы собачьего пиршества. Кладбище окопано рвом, но его постепенно заполняют разным мусором, в том числе и останками падшей скотины. Из более-менее сохранившихся исторических захоронений – памятник Георгиевскому кавалеру Мефодию Севастьяновичу Иванову (1853–1908) и станичному учителю Докторову начала ХХ в. В ст. Червленной немало родовых захоронений, причем к погребениям известных офицерских казачьих фамилий станицы Федюшкиных и Фроловых, например, активно подхоранивали в советский период. Родовые погребения открывает памятники с надписями «Прах войскового старшины Кузьмы Федотовича Федюшкина» и «Прах подполковничьей жены Анастасии Фроловой». Некоторые надписи показательны в контексте идентичности, например: «Здесь почивает старый боевой гребенец Евстроп Васильевич Булдачевский. Умер 13 февраля 1896 года на 74 годе».
По словам жителей ст. Шелковской, в 1970-х гг. еще сохранялись остатки кладбища сел. Шелкозаводского, детьми они бегали в тех местах и видели старые надгробия. Сейчас там нередко встречают «черных копателей» с металлоискателями. Кладбища хранят следы драматических событий 1990-х – начала 2000-х гг. Тогда на поток был поставлен срыв металлических фотографий и надписей с надгробий и сдача в места сбора цветных металлов. На ряде памятников в станице Червленной казачьи фотографии прошиты пулями: боевики тренировались в стрельбе. На кладбище станицы Мекенской захоронены 33 русских жителя, включая женщин, стариков и трех детей, убитых 8 октября 1999 г. на улице Широкой боевиком Ахмедом Ибрагимовым за отказ копать окопы перед подходом федеральных войск.
Сегодня кладбища русских Чечни кладбища выполняют тройную функциональную нагрузку. Во-первых, выполняют свое прямое предназначение мест захоронений. Во-вторых, служат местом поминовения, хранилищем памяти об ушедших. В последние годы добавилась третья составляющая: кладбища служат местом встречи русских, покинувших пределы Чечни в 1990-е – начале 2000-х гг. К этим встречам, особенно на «родительские дни», активно подключается администрация: заблаговременно выясняется возможное количество приезжих, предоставляется транспорт, выписываются продукты, организуется сопровождение и охрана. Поэтому необходимо отдать должное властям республики за внимание к этому направлению, в чем видится залог взаимоуважения и общего будущего наших народов.
Устные нарративы о трудовых процессах и занятости населения станиц в дореволюционный период содержат ностальгию по коллективному труду в советский период, стратегии выживания в драматическую постсоветскую эпоху.
Несмотря на малочисленность православной паствы в Чечне, православная вера переживает здесь ренессанс и является одним из важнейших, если не главных, факторов сохранения местными русскими своего самосознания. С сохранением и возрождением православных традиций русские связывают свои перспективы дальнейшего проживания в Чечне. Православие позволяет преодолевать психологические травмы и обиды, выстраивать добрые отношения с соседями-чеченцами, являющимися на сегодня в своем большинстве верующими людьми. В свою очередь отношение русских к вере своих предков во многом определяет их облик в глазах чеченцев, для которых крепость человека в своей вере является одним из главных условий уважительного отношения. В отдельных русских семьях со старообрядческими корнями хранятся и передаются из поколения в поколение как семейная реликвия иконы старого письма и медные складни – немногие артефакты, сохранившиеся от терской старообрядческой культуры.
Большая часть русского населения современных Шелковского и Наурского достаточно возрастное – пенсионного и предпенсионного возраста. Немало одиноких стариков, а семейных пар старшего возраста, чьи дети живут за пределами республики. При этом, семьи возникшие в последние десятилетия чаще всего не отделяются от родителей, а проживают вместе с ними, образуя трехпоколенные (бабушка/дедушка, молодая семья, дети), а в редких случая даже четырехпоколенные семьи. К причинам, современного образования многокопоколенных семей, можно отнести экономические (безработица, отсутствие жилья и др.), а также традиционалистские – сын/дочь должны досмотреть родителей. Отличительной чертой семейного уклада в станицах двух районов выступает гостеприимство, которое в полной мере можно назвать кавказским.
По объективным причинам стало невозможным проводить в станицах казачьи свадьбы, существенно сократились возможности бытования традиционных форм праздничной культуры, связанных с церковным календарем (святочные обходы домов, пасхальные гуляния). Свадьбы русской молодежи проводятся в основном за пределами Чечни, в городских кафе и ресторанах, практически полностью утратили элементы местной традиции и стали по-городскому унифицированы. Основные события народного календаря ограничиваются церковной службой, семейными встречами или мероприятиями в рамках деятельности Домов культуры и находящихся при них национальных культурных центров. Последние наряду с церковью стали единственным сосредоточием общественного культурного досуга для русских в Чечне. Правда, их деятельность лишь фрагментарно воспроизводит элементы былой традиции и все чаще прибегает к трансляции вторичных или даже чуждых традиции форм. Большую часть репертуара певческих коллективов составляют современные авторские песни либо общерусские или общеказачьи шлягеры. Наиболее устойчивым элементом музыкального фольклора терских казаков в Чечне является казачья лезгинка, исполнять которую умеют многие из русских, и которая остается неизменным компонентом любых семейных торжеств и праздничных мероприятий.
Одним из наиболее сохранившихся как в памяти, так и повседневном быту элементом народной культуры русских Чечни, ярким маркером их этнической принадлежности выступает традиционная система питания. Противопоставление «своей» и «чужой» кулинарной традиции усиливается на почве существующих пищевых запретов. Непременные компоненты казачьей кухни – сухое вино (чихирь) и блюда из свинины подверглись трансформации вследствие смены населения и исламского ренессанса. Виноградники сохранились лишь на приусадебных участках русских семей, а свиней практически уже никто не держит. Знаменитую казачью солянку – обжаренное, а затем тушеное с квашеной капустой мясо, теперь готовят с использованием свежей крольчатины. Маркирующими блюдами остаются борщ, казачья похлебка, пироги с решётами и с самой разной начинкой, жареная рыба с пома́чкой (овощной подливой), блины и овощные соленья.
Катастрофическое состояние традиционной культуры позволяет признать одним из приоритетных направлений культурной политики в Чеченской Республики вовлечение русских и казачьих культурных центров в работу по проектам целевых республиканских и федеральных программ; целевое финансирование ежегодных мероприятий (таких День Наурской казачки, получивший статус общеказачьего праздника и собирающий сотни людей из разных регионов Российской Федерации); проведение совместных фестивалей казачьей и вайнахской культуры; восстановление традиционного репертуара действующих народных исполнительских коллективов; создание музеев казачьего быта и интернет-ресурсов по традиционной культуре русских казачества Чечни.
Необходимо принятие Закона Чеченской республики о признании основополагающей роли старожильческой традиционной культуры в укреплении социальной стабильности, гражданского и конфессионального согласия, покровительстве в восстановлении и сохранении этнокультурного пространства Чечни. В Законе должны быть прописаны необходимость выявления, изучения и распространения форм традиционной системы ценностей старожильческих групп населения, включая традиционные нормы общения, поведения, урегулирования конфликтных ситуаций, установок на культуру взаимоотношений с земляками и соседями, научных исследований в этом направлении, государственной поддержке самодеятельным аутентичным фольклорным коллективам и мастерам народных промыслов, фестивалям, праздникам и другим мероприятиям, способствующим общению культур, профессиональной подготовке кадров для изучения, сохранения и развития духовного наследия региона. Закон должен предусматривать выявление и включение в государственный реестр объектов культурного достояния старожильческого населения, меры по его охране и развитию, содержать компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в этой сфере, государственные гарантии покровительства и защиты, бюджетного финансирования и государственного стимулирования внебюджетных вложений.
Пока такой закон не принят, отделам культуры и образования Администраций Наурского и Шелковского районов Чеченской республики необходимо разработать через библиотеки, музеи, дома культуры, средние учебные заведения планы мероприятий по внедрению в жизнь принципов Государственной национальной политики Чеченской республики, принятой в 2007 г.
Ответственным за проведение социально-экономической политики в регионе было бы неплохо принять к сведению то обстоятельство, что здесь испокон веков проживали рыбаки, земледельцы, виноградари, садоводы; сейчас же перекос сделан в сторону животноводства, что нарушает традиционную систему жизнедеятельности и экологическое равновесие.
На научном уровне необходима дальнейшая государственная поддержка исследовательских проектов, связанных с изучением традиционного опыта, механизмов адаптации в поликонфессиональном этнокультурном пространстве, исследованием этнокультурных стереотипов, прогнозированием возможных перспектив восстановления духовности и условий интеграции. Базой для таких проектов могут выступить отделы истории народов Северного Кавказа, этнологии, языка, литературы и фольклора Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской республики, кафедра «Истории народов Чечни» исторического факультета Чеченского государственного университета», привлеченные столичные и региональные научно-исследовательские коллективы и отдельные специалисты, занимающиеся изучением этих проблем.