(«Ахтарский Телевизионный Вестник» № 41, от 1 октября 2004 года)
Сохраним духовность России
— Благослови, батюшка! Батюшка, благослови, — звонкими голосами щебетали малыши, выбегая на встречу подъехавшему к детскому казачьему Центру отцу Георгию. Они склоняли перед ним свои золото-русые головки и, получив благословение, разбегались по своим неотложным детским делам.
Хутор Новопокровский, Приморско-Ахтарского района, затерянный среди плавней и сельскохозяйственных угодий, населяют, в основном, старообрядческие переселенцы из Турции, Румынии, Болгарии, вернувшиеся на свою историческую родину в начале ХХ столетия.
Всех переселенцев объединяют принадлежность к одному религиозному согласию и территория, выходцами из которой они все являются-устье Дуная, куда в прошлом пришли их предки, спасаясь от преследования за веру.
Казаки–некрасовцы по своему вероисповеданию — старообрядцы. Им удалось сохранить свою культуру на чужбине на протяжении 250 лет. Всех своих детей они обязательно крестят, на богослужения ходят в особой одежде: мужчины — в кафтанах или косоворотках с пояском, женщины — в сарафанах, подпоясанных красиво сплетенными из разноцветных ниток женскими поясами.
Центральным местом религиозной и общественной жизни старообрядцев является храм, возвышающийся в центре хутора. Не один десяток лет строится он, что называется, всем миром. Так здесь принято . Столетиями сохраняется традиция и дома строить друг другу именно общиной. А в случае какого-то важного события, необходимой помощи, людей созывают церковным колокольным звоном.
Существует в хуторе и негосударственное учреждение дополнительного образования – Детский казачий центр. Его работой руководит отец Георгий. Георгий Полиектович Ефимов – настоятель древлеправославной церкви святых апостолов Петра и Павла. Именно ему , пять лет назад, пришла идея построить в хуторе этот центр, подобного которому нет ни в одном населенном пункте края.
Идея создания казачьего центра появилась давно, и не думалось тогда, что она выльется в такую форму. Началось все с того, когда при церкви работала воскресная школа, просуществовавшая шесть лет.
— Мы в районе первыми занялись новой методикой – работой с детьми при храме, — рассказывает о первых шагах своего детища отец Георгий.
Остановился священник на самом простом-просто начал читать церковные книги. Дети младшего возраста стали запоминать , услышанное, старшие понимали, спорили, уточняли, рассуждали…
И какое было удивление, когда в следующем году те маленькие пяти-шестилетки, на которых не обращали особого внимания – они порой просто засыпали за столом, пришли снова и рассказали все, что услышали.
Неописуемое уважение появилось к ним в тот момент у отца Георгия к этим, как ему сначала казалось, несмышленышам.
— Через некоторое время я понял, что воскресная школа – не панацея. На страницах газет появились материалы, которые дополняли духовный ликбез посредством массовой информации. А потом в школьной программе стали появляться темы духовности- на уроках литературы, истории, — вспоминает то время отец Георгий. — Были моменты, когда я читал в школах лекции. В то же время стал понимать , что воскресная школа не решит всех вопросов, потому как дети проводят большую часть своего времени вне организации вне детского садика, вне дома. И суммарно эти часы преобладают над тем временем, когда они под присмотром взрослых. И вот это их свободное время не организованно. Именно там они проходят свои первые институты. И я стал думать, что необходима такая школа, которая бы восполнила этот пробел, стал интересоваться методиками дополнительного образования.
Засиживаясь в читальных залах, отец Георгий убедился, что свободное время, предоставленное ребенку, — это не второстепенное время в воспитании, а первичное.
Необходима была программа, которая соответствовала бы тому, как воспитывали наши предки своих детей. Есть понятие — народная медицина, значит, должно быть народное образование.
Тогда же он решил разработать такую форму общения с ребенком, чтобы тот и воспитание, и образование.
— Это мы, взрослые , регламентируем время ребенка: когда ему вставать, когда учиться, когда выполнять домашнее задание. Но он, как ни банально звучит, в это время жизнь живет. И на каждом ее этапе чему-то учится. И если он не получит квалифицированной подсказки, он останется при своих понятиях, или получит нежелательные знания, — рассказывает мой собеседник. – Мне стало казаться, что мы слишком искусственно вычленили из жизни эти составляющие-школа это отдельно, дошкольное образование-тоже отдельно, дополнительное-это другое, забывая, что все касается конкретного ребенка и «недоохваченным» оказалось именно дополнительное образование, на котором и решено было сделать акцент.
— Мы прекрасно понимали, что дополнительное образование не финансируется, государством не поддерживается, но решили все же заняться именно досуговым временем. И самое трудное было в том, что не с кем было посоветоваться, не было никакого наглядного примера. Изобретать велосипед, правда , не пришлось. Воспитывались же как-то дети своими родителями, бабушками до прихода советских школ, появились на нашей земле самородки и великие люди , и не каждого из них обучали гувернеры. Великий поэт А.С. Пушкин воспитался няней. И то, что вложила в него простая русская женщина, стало почвой всего его творчества. Остальное он уже все шлифовал в лицее.
А чуть позже появилась объективная возможность открыть такую школу- обанкротился колхоз, закрылся детский сад, который вскоре стал просто разворовываться… Черными глазницами разбитых окон смотрело это здание на умирающий хутор, зарастая бурьяном…
И пять лет назад пошла на встречу отцу Георгию районная администрация, Совет депутатов принял решение продать помещение садика с аукциона. Нашлись и добрые люди- Андрей Дмитриевич Демидов, который дал денег на покупку здания, а с ремонтом помог Сергей Владимирович Пак, руководитель ООО «Восток».
— Почему они откликнулись?- отец Георгий на мгновение задумался. – А на это вопрос, наверное, никто не ответит. Хочется человеку делать добрые дела и он делает. Это все равно , что невозможно ответить на вопрос: почему человек полюбил именно этого человека- у него что, особый разрез глаз, форма губ? Да, кажется, что все особенное, но почему на этот вопрос никто никогда не ответит.
Самой большой проблемой стала нехватка кадров, а ведь всякая идея должна воплощаться кем-то. Проще простого было взять педагогов и заниматься с детьми по программе детского сада, но тогда надо было «городить такой огород». Да и не рассчитывал тогда отец Георгий на дошколят. Но когда на другой день после открытия в центр пошли малыши, не смог их отправить обратно. Срочно стали перестраивать свою работу — ведь надо кормить, укладывать спать, а это дополнительные материальные затраты, которые неоткуда было взять. И решено было пойти иным путем: стали работать как группа кратковременного пребывания — для малышей, а школьникам выделили другое время.
Профессионалов специалистов не нашли, в хуторе их просто нет, а привозить из районного центра — не целесообразно.
— Педагоги должны знать сельскую жизнь, этих детей. Мы пригласили просто тех, кто пожелал с ними работать.
И вот уже пять лет стараются сотрудники Центра реализовать в своих программах те три школы, которые издавна сложились на Руси: школу семьи, ведь формирование личности начинается с семьи, социальную и церковную школы.
Последняя должна научиться понять, как ребенок чувствует свое место в этом мире и как он понимает это мир, свою сущность. В условиях центра все эти слагаемые имеются в наличии. Но вот увязать духовную, церковную философию с бытностью, традициями, добавить сюда еще научные дисциплины, которые учит ребенок в школе.
— Все это было по началу так непросто. Начинали с элементарного- с простых, как нам кажется, бытовых удобств. А хуторским ребятам было в диковинку увидеть унитаз- они даже одно время бумажные корабли в него запускали: спускали воду, садились вокруг унитаза в кружок и смотрели, как кружатся в водовороте их корабли.
С дошколятами работают и взрослые и старшеклассники.
— Мы не заостряем внимание только на духовном развитии ребенка, все должно быть в меру, — считает отец Георгий. – Что такое духовность, спрашиваете? Знаете, есть такая пословица: « Так работает, что в гору некогда глянуть». Что это означает, знаете? И в какую гору надо глянуть, живя на равнине, на Кубани? Вроде как и не актуальна эта пословицы. Но дело в том, что под словом «гора» имеется ввиду не холм, а нечто другое. Наша жизнь состоит из проблем-земных (дольних-церк.) и духовных(горних-церк.). Так вот, когда человек увлекается своими бытовыми вопросами, своей земной жизнью настолько, что «некогда из-за этой суеты и в гору глянуть», то есть нет времени подумать о горних вопросах, о духовном.
С некоторых пор это стало даже какой-то печатью человека-труженика, который работает, не покладая рук. На самом деле это ругательное понятие. Он должен соизмерять свои усилия.
Так вот под духовностью я понимаю гармонию человека, когда в нем сочетается умение физические и физиологические потребности удовлетворять не взамен духовного. Когда человек несмотря на то, что он трудится, улучшает свой быт, он еще «питается» и духовной пищей-читает, беседует, размышляет и главными вопросами своей жизни ставит воспитание детей честными, ответственными, отзывчивыми — вот это человек духовный.
— О чем мечтают? Мечтают, чтобы церкви, школы, приюты, больницы строились не энтузиастами, а всем миром. Это будет показатель духовности нашего общества. Вот вы спросили, почему на церкви до сих пор нет куполов. Да, основные строительные работы завершены. Остались только купола. Купола, в сущности,-это декоративный элемент, служба без них может осуществляется. Но самое видное место храма- вершина –купол. И мне хочется спросить: люди, доколь вы будете смотреть на безглавую церковь? Когда люди на перебой будут предлагать свои силы и средства и станут понимать, что все это мы строим не для каких-то отчетов, вот тогда настанет внутреннее состояние, о котором можно только мечтать. Это мое самое большое желание,— услышала от отца Георгия.
Трудно не согласится с тем, что безглавая церковь-наша общая боль и показатель нашей духовности. Возможно, через года воспитанники детского казачьего центра покажут нам, нынешнему поколению взрослых, что установить на церкви купола — не такая уж большая проблема. А может это случится гораздо раньше? Кто его знает… Я знаю только одно: каждый народ смотрит в свое будущее через призму прошлого, творит в настоящем на основе духовности, которая воспринята от предков. Если народ не имеет своего, подчеркиваю, своего прошлого, такой народ перестает существовать.
И дай–то Бог, чтобы мудрость, духовность сохранились здесь навечно, и они стали доступными для всех, кто решил вернуться к своим корням, к наследию своих предков.
Ирина Чумак