М.А.Лященко (Кочеткова) г. Краснодар
Вся семейная жизнь новопокровцев сопровождается частично сохранившимися обрядами и ритуалами. Они фиксируют важнейшие этапы в жизни человека и отражают семейный менталитет. Основу традиций русских-липован составляют такие ценности, как уважительное отношение к своему роду, родителям, супружеству, естественное желание продолжить свой род. В соответствии с этими ценностями осуществлялась и своеобразная подготовка молодежи к браку и семейной жизни, завершавшаяся свадьбой.
Как показывают полевые исследования, традиционный свадебный обряд новопокровцев, единый в своей основе, имеет несколько вариантов. Это проявляется в некоторых различиях в верованиях, представлениях об обеспечении благополучного брака, в свадебной атрибутике и прочем. причины вариативности в пределах одного населенного пункта различны. В частности это объясняется тем, что хутор заселялся выходцами из различных районов России, Украины, Турции, Румынии и происходило это в разное время. В наращивании вариативности свою роль сыграл и возрастной фактор. Информанты более старшего поколения стремились сохранить свадебную традицию, которая бытовала еще в румынских селах. Молодое поколение, оказавшись под новым культурным влиянием жителей из окрестных станиц, заимствовало некоторые компоненты местного свадебного обряда (выпечка обрядовых шишек и пр.).
Свадьбе предшествовал досвадебный период. К нему относится, прежде всего, добрачное общение и знакомство.
Характерной особенностью добрачного поведения молодежи было ограничение территории и социальной среды общения. Еще в румынских селах такое общение происходило в пределах своего села. «Кагда приходили хлопцы да девок из другова села или даже другова края нашего села был страшный «мордобой». «Это ваши девки, а то наши… и не ходите к нам!». А если без девок, то они между собой не ругались».i Эта традиция долгие годы сохранялась и в среде старообрядческой общины хутора Новопокровского.
Церковь всегда являлась местом общения всех прихожан, в том числе и неженатой молодежи. Молодые люди принимали участие в проведении церковных процессий (крестного хода), храмовых праздников, рождественских и новогодних обрядов и др. Такие объединения являлись подготовкой молодежи к семейной жизни. Все уличные гуляния, игры, регламентировались церковью, зависели от поста. Нарушение этой нормы считалось грехом.
Основной формой общения молодежи были посиделки / вечерины / вечеринки, которые проводились, чаще всего, в выходные или праздничные дни. «…Хлопцы собирались, больше по праздникам, на углу каком-то. Вот там были и песни и пляски и балалайка. А по домам ходили – музыку не брали. Уличная музыка в доме грех».ii
Посиделки являлись особой «школой», подготовкой к семейной жизни. В них принимали участие и молодые хлопцы, и девки / девчата. На посиделки хлопцы начинали ходить с 16-17 лет, девушки с 15-16 лет.
В летнее время посиделки устраивали на улице, в своем куту. В зимнее время собирались в доме у девушек, либо молодежь приглашали женщины — вдовы или бездетные супруги.
Выбор брачного партнера определялся, в т.ч. и его трудолюбием и хозяйственными навыками, которые и являлись основными критериями. «… Кто чего делал: шили, вышивали, вязали. Хлопцы – плели корзины, резали по дереву, мастерили чего-нибудь. Вот там и знакомились, смотрели – кто что умеет делать, чем занят. Присматривались друг к другу, а потом замуж выходили». iii
Особая роль отводилась соблюдению первоочередности выхода замуж/ женитьбы в семье. Возрастной интервал между рождением детей нередко составлял один год, однако очередность в праве на посещение посиделок и вступлении в брак сохранялась и в этом случае. Корнилова Ф.П. сообщает: «Была ачередность при выходе замуж, так и было… Вот у меня было три сестры. Я вышла, потом сестра младшая, а потом самая младшая». iv
Добрачное общение молодежи и знакомства были связаны и с производственной деятельностью. В летне–осенний период: сообща выполняли разного рода сельскохозяйственные работы. Занимались например, обработкой винограда, который разводили в Новопокровском округе вплоть до середины 80-х гг. ХХ века; шелушением кукурузы. «Многие хадили на заработки: сажали картошку, ламали кукурузу, палоли». Кроме того, все жители хутора принимали участие в строительстве новых домов.
В зимний период, по сведениям информаторов – занимались обработкой шерсти, реже ткали полотно и т.д. «Мамка наша на станке ткала…и для бедных, и для богатых. Она ночью долго с ними сидела. Вот девки и просятся: «Тетка Евдокея, ты же долго ткешь, можно прийти, и мы с тобой, посидим, у вас тепло в хате». Они приходили со своим керосином. Зажигали две лампы одну мамке, одну девкам. Она ткет, девки вяжут, шьют…Песни поем…».v В этот период девушки готовили себе приданое: шили одежду, постель; вышивали, вязали. Хлопцы на такие вечера допускались редко.
Добрачные отношения содержали поучительную и развлекательную компоненту. По воспоминаниям информаторов, вплоть до начала 80-х гг. ХХ на посиделках еще пели песни большие / уличные / про житие (светские), но были и религиозные (духовные стихи, песни из ирмосов и другие распевы богослужения). Во время постов пели только церковные / божественные песни.
Молодежь в х. Новопокровском длительное время на посиделках сохраняла традиционные игры: «Жмурки» – глаза кому-то завязывали, и он ловил остальных. Кого поймают – тот «жмурится». Если парень девку поймает – целует ее». «Третий – лишний» – становятся по парам, а один другого догоняет с ремнем в руках. Достанет ремнем – тот ловит, убегающий становится впереди пары, а задний (третий) – убегает от водящего». «В пня»: — «Горю, горю пень!», — «Чего ты горишь?», — «Хочу красную девицу!» – «Какую?», — «Да хоть тебя, куму, молодую!». Девка тикает, а парень ее ловит. Поймает одну, другая тикает. А кого поймает, берутся за руки и не пускают убегающую. Если сможет она разорвать цепь – руки, бежит дальше. Если нет, повиснет, ее ловит «пень». «Лопатка» — Ставят лопатку и крутят ее. Бросают крутить, и на кого лопатка эта упадет – убегает, а кто крутил – ловит». «Кузнечики» — Прятались и искали, по горам лазили, с деревьев прыгали, с обрывов». «Нитки» — У каждой девушки была нитка. Нитки собирали вместе, и парни вытягивали их, чья нитка – с той девушкой целуется».vi
Ухаживание проявлялось следующим образом: «Раньше, знаете, как раньше вот это не от нас, у нас такого почти не было, а вот у родителей…Парню панравилась девочка, идет дамой а он ее паймает за этот фартук и держит, эта так по рассказу бабок…Вот так раньше жили, а мы уже, у нас уже было не такое…»vii; « Парень ленту из косы вытащит, то платочек девка специально уронит, то кинет ему, то он его сам вырвет. И на ногу наступали. Если парень на ногу наступил, ты от него никуда не уйдешь,… и все она от него никуда не денется… Если девка идя домой повстречала парня, она должна с ним стоять только у дома. Если родители выйдут – ее нет, или она не прейдет вечером к назначенному сроку – получит хорошего ремня» viii; «Отец нас не пускал далеко. Мы больше работали… Родители, говорили – хорошую девушку на печке найдут». ix
Традиция тщательного выбора брачного партнера практиковалась еще до переселения, в Румынии: «Если хорошие были парень с девкой, то старались брать своих, а если что-то было за кем-то нехорошее – то сватались в другом селе».
Родители присматривались, и советовали сыновьям на ком жениться и к их мнению чаще всего прислушивались. «Но иногда бывало, если причина какая между ними возникает, или так дуже друг другу нравятся, магли и аслушатса радителей. Но эта была редко».
Особая роль при выборе пары отводилась церкви. Молодым запрещалось вступать в брак с иноверцами или людьми другой национальности. Более того, еще в Румынии представители разных толков старались не вступать в брачные союзы, что часто бывало причиной перехода из одной общины в другую. Также родители не давали согласия и благословения на незаконные, неправильные браки своих детей: брак между близкими родственниками, без венчания: «…Вот мы с ними («Белокриницинскими») не общались в браке. Если мы брали ат них – перекрещивали. А если у нас – то мы на брак к ним не идем, хоть бы и доченьку отдавали. А если свадьба была до венчания, считали её «блудной». И на неё тоже никто не ходил (вначале венчание потом свадьба). У нас внучку украли – он не хотел венчаться — «из хохлов» был, из новообрядцев. Приходил он сватать, а мы не отдавали. Так он с маткой и теткой завез её к себе домой… Так из наших никто на свадьбу не пошел. Как это – не венчанные , в блуд!!!».x «…Главное чтобы вера была одна: и вера и вообще». xi
Роль определения родства отводилась, как правило, священнику, который составлял «начертание родственных степеней» между женихом и невестой. Если между ними оказывалось меньше восьми степеней кровного родства и шести степеней двухродного родства, то их нельзя было венчать. В случае духовного родства (по крещению) брак разрешался в нескольких случаях.
После выбора пары следовало сватовство. По мнению информаторов, ритуал сватовства не сохранил тех древних традиций, какие бытовали еще в румынских селах, но отдельные его элементы все же проявляются в среде новопокровцев и сегодня. На сватовство отправлялись преимущественно вечером, когда заканчивали все хозяйственные работы по дому. Старались особо не демонстрировать свои намерения соседям. Сватами, чаще всего, были родители или близкие родственники жениха, крестные, которых он приглашал сам, всего 4-5 человек. Невеста по приезду сватов уходила в другую комнату. По обычаю, начинался разговор о купце и товаре, например: «Слышали, что у вас телка продается, хотели бы купить. Как бы на нее посмотреть – хорошая ли она. Матка заветь: «Иди сюда, хотят посмотреть на тебя». Сваты при этом расхваливали жениха: «А у нас бычок есть, столько-то годов». xii
Жених не присутствовал при сватовстве, оставался или в сенях, или у дверей в хату.
В сватовстве обязательно использовались такие символы, как платок и хлебина. Если невеста давала свое согласие, то дарила сватам платок и уже в присутствии жениха разрезала хлеб на четыре части, две из которых предназначались родителям жениха и невесты. В случае отказа, на стол клали кабак или ставили пустой чайник. Если невеста или жених меняли свое решение после сватовства, то платок возвращали. По сведениям информантов, если жених отказывался вернуть платок, то они должны были пожениться.
О женитьбе детей родители могли договариваться еще при их рождении: «Двоюродная сестра была засватана в три годика. Радители решили еще тада быть сватьями. Так ани и паженились». xiii
Через неделю после сватовства устраивали запой, который традиционно проходил в доме невесты. Он являлся одним из важных обрядовых действий. С этого момента начинался предсвадебный период, который длился от двух недель до месяца. На «запой» родители договаривались о сроках свадьбы и о расходах на нее. С каждой стороны присутствовало не более 5-6 человек. «Тамотко уже чуть не свадьбу гуляли. Запой значить пить, пропили мол, невесту» xiv. Засватанная девушка уже не имела права посещать вечерины / посиделки, опасаясь сглаза – «чтобы не подделали».
И на сегодняшний день, в большинстве случаев свадьбы играют осенью и после Крещения. Церковные правила воспрещают совершать браки (венчать) в посты: великий, петровский, спасовский (с 1 по 15 августа включительно), рождественский, или филипповский (с 15 ноября по 24 декабря включительно), а также в святки (с 25 декабря по 6 января включительно), на сырной неделе, во все дни святой Пасхи до Фомина воскресенья, на усекновение главы св. Иоанна Крестителя (29 августа), на Воздвижение (14 сентября), накануне воскресных и праздничных дней и накануне среды и пятницы, в виду особого значения этих дней для духовной жизни всех христиан.
В зависимости от локальной специфики, как отмечалось ранее, выделяются несколько вариантов новопокровской свадьбы. Основные различия сводятся к небольшому числу моментов, проявляющихся в описании девишника и собственно свадебного пира. Венчание же, по сведениям информаторов, оставалось на протяжении существования новопокровской общины неизменным, за исключением тех периодов, когда священника в хуторе не было.
Свадебная обрядность новопокровцев, состоит из ряда ритуалов: приглашение на свадьбу, расплетание косы невесты, прощание с девичеством — «девишник», выкуп невесты, прощание с родительским домом, венчание, замена головного убора, дары а также «перезва», «яишня» и пр. На сегодняшний день, они сохранились и используются, как правило, частично.
Вся свадебная обрядность занимала от 3 до 7 дней позже свадьбу праздновали 1-2 дня: «В калхозе работали, когда играть долга?». xv
Гостей приглашали родители, за неделю до свадьбы. «Са стараны невесты приглашали всю радню: дядьки, тетки, бабушки, дедушки. Если радни мала, то и чужих приглашали. Но радни много была и са стараны жениха». xvi
За приглашением на свадьбу следовали приготовления к ней. Девушки собирались у невесты в доме и до свадьбы устраивали посиделки. «Там были ее падружки, а если хлопцы, то из ее радни. Шили ей платя, рубашки, но пастельное перины, падушки ана сама, сабирали сундук для барахла».xvii На посиделках разучивали свадебные песни. Дружки жениха также помогали ему готовиться к свадьбе. Подготавливали лошадей, упряжь: «Подводу, чтобы «чиком» ходила – красивая легкая, на ходу, чтоб аж звенела». xviii
В ряде случаев, первым днем свадьбы считался девишник, который устраивали, как правило, в субботу или в воскресенье: «Чтобы на следующий день праздника не было в церкви, в ночь под праздник супружеская близость грех».
По сведениям информаторов, на девишник девушки собирались на улице и после шли к невесте: «Сабирались па улице и шли пели: «Идут девки па улице / Не па ……летают / Не па вышенным крылушки сбивают / Да не все мои крылушки сизые / Да не все маи падружки милые / как по сену ходила молодая Дусенька / Залотыми ключами звонила / Родимого тятеньку будила / Встань проснися, родный тятенька / Я последний раз …/ Последнюю ночь начую / Да не век с тобой тятенька вековать / А последнюю ноченьку ночевать…».
Мать невесты встречала девушек на пороге и зазывала их в хату: «Матка закликает и девки начинают петь: «Шустрей бы я маменька, …боярыней / Я последний раз сижу / Последний раз гостей жду». xix
Традиционный свадебный обряд новопокровцев представлял собой комплекс ритуальных действий, требующих для их выполнения и конкретных действующих лиц. Так, выбор старшей дружки во время девишника, предоставлялся невесте: «И маладая какую скажит «любимая подруга», первую взывают прощаца в ноги. И та ей целуеться паследний раз, патом всех девак пацелуются попрощаются».xx На сегодняшний день обряд выбора дружки практически не сохранился. За выбором старшей дружки следовало прощание: «Невеста просила прощения у подружек, что не будет теперь играть с ними», т.к. невеста после замужества имела право общаться только с замужними женщинами. Далее невеста раздавала подружкам все свои ленты, что символизировало прощание с девичеством.
Так же одним из главных действий девишника был обычай выкупа невесты, который бытует в старообрядческой среде липован и на сегодняшний день. « Девишник – все девки в венках, а молодая в платку, в шубке, церковной, пояс. И в кут ее садят, она в куту, а девки за столом в венках».xxi Порядок проведения выкупа в последние десятилетия проводился произвольно, но жители хутора более зрелого возраста утверждают, что во времена их родителей порядок проведения существовал: «Прийходить жених с кресным, может еще с кем 3-4 человека, выкупать на завтра невесту. Девки уже на дваре встречают: «И не заходите, нам столька-та нада». «Ого, богата вы хатите!. Торгуются, пока не сторгуются, потом идуть в хату». В хате торг продолжается: Иди сват, до дому /Иди сват до дом /Поел конь солому» или «Идет сваты в хату/ Сваты – пилихаты/ Заглядают в печку/ Чи густа капуста/ Чи горшок каши».xxii
После жених угощает печеньем, конфетами, вином или откупается деньгами. Младший брат или сестра садились возле невесты и также требовали выкуп от родни жениха: «Это ты девкам дал, а мне за косу выкуп давай» и далее: «Моя руса каса/ Да пояса вырасла…/Расти каса да пояса/ Не выпади не воласа…».xxiii
Получив выкуп деньгами или подарками, брат уступал место жениху возле невесты. По завершении обряда жених оставался у невесты в хате до вечера.
Важным действием девишника было и обрядовое расплетание косы невесты. В ряде случаев этот обряд устраивали в день венчания. В обоих случаях это свадебное действие сопровождалось исполнением специальных песен. Под эти песни мать благословляла дочь. «Девки поют, и мама плачет и поёт: Как ходила я по утру,/Да тебе косочку плела./Да мелкими стежками,/Всю заплела» или «Как я по росе ходила, по зорьке/ Волосы тебе чесала, косу заплетала». xxivПлетут косу уже не «на лицо», а на изнанку, под низ.
Заключительным действием девишника были проводы жениха домой и посад молодых. По стародавним обычаям посад происходил отдельно, каждый в своем доме.
Вечер прощания жениха и невесты с неженатой молодежью иногда заканчивался под утро. Нередко после девишника девушки не расходились, а приступали к подготовке невесты к первому дню свадьбы, венчанию. Но, по сведениям информаторов, традиция проведения девишника почти не сохранилась и существует в несколько упрощенной форме.
В традиционном обряде новопокровской свадьбы, в различных ее эпизодах (в словах, напутствиях, приветствиях, в одевании и благословении) и сегодня наиболее ярко проявляется влияние христианского мировоззрения. Христианские элементы являются органичной частью свадьбы. Так сват, войдя в дом, произносит: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас». На что отец невесты отвечает: «Аминь». Эта же тема звучит и при выкупе невесты.
Первый день свадьбы включал в себя элементы магического и бытового характера. Обрядовые детали были ориентированы на осознание отделения невесты от родительского дома, семьи. Например, частично сохранился ритуал, прощания невесты с родительским домом, когда невеста оставляет ключи «на пороге»: «Бросала ключики свои, на стульчик». xxv
Среди народных представлений, определяющих поведение на свадьбе главных действующих лиц, представление о уязвимости жениха и невесты и связанное с этим стремление уберечь их от порчи. Предохранительные действия в день свадьбы включают комплекс средств как христианских (крест, икона, святая вода, ладан и пр.), так и дохристианских. Так, благословляя дочь утром перед венчанием, мать, в некоторых случаях, повязывала на пороге (поветке) красную ленту, оберегая, тем самым путь до венца. Также, мать для того, чтобы отвратить колдовство, насыпала в карман или туфли дочери просо или мак, чтобы не сглазили и не подделали: «Говорили, что ведьма, пока их не переберет, сделать ничего плохого не сможет».xxvi Тем не менее, помощи и защиты просили лишь у Спасителя, Богородицы и православных святых.
По воспоминаниям старожилов хутора, утром да свадьбы невесту забирали в дом жениха. «Сват, сваха и жених, чтобы ити в церковь под венец. У нас тагда священника не была. Службу читали тут же, но венцы не адевали». В более поздний период невеста отправлялась под венец прямо из дома родителей. «Шли молодые на службу порознь, каждый со своими родычами. Встречались уже после службы перед венчанием».xxvii По дороге в церковь останавливались на перекрестках и крестились.
Венчание в новопокровской общине, согласно русской традиции, происходит в первый день свадьбы и предшествует основному пиру и первой брачной ночи. Венчание совершается, как правило, в воскресенье, после утренней литургии. Жених и невеста обязаны простоять все это богослужение. Бракосочетание одно из семи святых таинств, совершает его священник с особенно торжественными молитвами, пением и другими обрядами. Нельзя не отметить то обстоятельство, что в липованской среде неукоснительно придерживаются древнего правила воздержания от пищи перед венчанием. Как и всякое святое церковное таинство, бракосочетание совершается «людьми не ядшими» (по утру, или до обеда). Это объясняет существующий в народе обычаем отправляться на службу не завтракая: «Причащаться на полный желудок – грех». Как сами брачующиеся, так и все присутствующие при венчании молятся вместе со священником, чтобы Бог даровал им и их будущим детям счастливую здоровую и долголетнюю жизнь. Венчальными или посаженными отцом и матерью на венчании чаще всего являются сваты, крестные родители. С этого момента они являются и защитниками молодых на свадьбе, оберегая их от порчи и сглаза.
Как смену невестой девичьего статуса на женский можно рассматривать ритуал изменения прически новобрачной сразу после венчания. После венца, в церкви (в притворе) совершается повивание (заплетение) волос, переплетение одной косы в две: «В день венчания невеста идёть в одну косу и в платке, когда её повенчали, ей плетут две косы, прямо у в церкви. Разделяются волосы, батюшка молится, читает, поёт, а невесту сажают на скамейку и плетут две косы и так же там поют».xxviii Затем надевают головной убор, состоящий из кички, косяка, очипка и свадебного венка. В ряде случаев свадебный венок одевают уже на свадьбе. После изменения прически девушка официально считается замужней женщиной. Этот обычай является наиболее устойчивым и на сегодняшний день.
Народные представления наделяли таинство венчания и магическими свойствами. В новопокровской среде нередко использовали христианскую атрибутику в качестве оберегающих и исцеляющих средств. Берегли, например, венчальную кичку, платок и шубку «для защиты младенца после родов». Сюда же относится приготовление невестой подручников для себя и для жениха к венчанию, — «чтобы жить в любви и согласии».xxix После венца их оставляют в церкви.
Из церкви новобрачных провожают до дому во главе со священником, под церковные песнопения.
Свадьба — это событие, в той или иной степени затрагивающее всех жителей хутора: «Встречают у калитки молодых родители с хлебом, солью, иконами, благословляют. Он целует ее родителей, она — его. Чтобы они друг друга любили». xxx
Следующий этап свадьбы — пир. Основной свадебный пир устраивается в доме родителей жениха. Родня невесты при этом собирается отдельно, в доме ее родителей. По воспоминаниям жителей хутора, на свадьбе присутствовали только самые близкие и родственники. Детей за свадебный стол не пускали. Неженатая молодежь, за исключением дружков, также не допускалась: «Дружок и дружка являюца абычными гастями. Их роль была в подготовке свадьбы, выкупе невесты и все».xxxi Особая роль отводилась сватам, крестным — главным распорядителям свадьбы. Они следили за соблюдением обычаев: посада молодых за стол, дарением и пр.
За столы садились после общей молитвы. Невесту усаживали сваха и жених. «Во главе стола жених и невеста. Ее садили на падушку, чтобы была павыше – вровень с женихом, пад ноги стелили тулуп, шерстью вверх (чтоб богатые были)». xxxii
Традиционным свадебным угощением обычно были холодец, каша, рыба и различные пироги. Одаривали молодых всем, что было необходимо для хозяйства: «Дарили поросят, телят, кур, ведро пшеницы ,кабак, тыкву, всему вели учет, записывали. Например: Бог благословит вам барашку». Деньгами же одаривали родителей жениха: «За хлеб, за соль отцу и матери»; «После войны особо дорогих подарков не дарили – ткань на платье, рубашку, цветы и пр».xxxiii Пир сопровождался свадебными песнями: «Песен свадебных было очень много, не перепоешь за день, а сейчас их наверное, никто не помнит». Петь же светские песни на свадьбе запрещалось, считая их греховными.
Одним из частично сохранившихся на сегодняшний день свадебных обычаев является запрет на прелюдное целование друг друга супругами на свадьбе: «Упрекали жениха, что кичку дырявую купил. Он смотрел, говорил, что «целая» и при этом целовал кичку». «Им говорили: Что-то у невесты (жениха) пояс потерялся, жених наклонялся смотреть…получалось, что он кланялся в пояс невесте (или она жениху)»xxxiv,
Уважительное отношение к отцу и матери жениха, невесты также подчеркивалось формой обращения к ним. К родителям, как и вообще к старшим, обращались на «вы». Отца называли «тятенька, батюшка, батюш», мать — «матушка, маменька, матуш».
Наименее сохранившимся обычаем первого дня свадьбы является перезва. От жениха отправлялись к родителям невесты, забирали ее родных и шли обратно к жениху. Здесь уже свадьба объединялась в одну. Тем не менее, до формального освидетельствования чести невесты, семьи не считаются породнившимися.
Примером, отражающим современное состояние свадебной традиции, является сохранение в новопокровской общине обычая посещения на второй день свадьбы родителей невесты, называемого – яишней. «Утром приходят радители невесты и забирают к себе молодых и всех родичей жениха».xxxv Яишню, по воспоминаниям старожилов, могли устраивать и в первый день свадьбы. Угощают гостей яичницей с медом, орехами, цветными бубликами и пр.
Таким образом, в условиях длительного взаимодействия различных вариантов липованской свадьбы, влияния местной (кубанской) традиции, с течением времени традиционная свадьба липован претерпела заметные изменения. Например, исчезли или существуют в неполной форме произведения различных жанров фольклора — пословицы, поговорки, частушки и пр., которыми изначально был пронизан свадебный обряд новопокровцев. Также практически не сохранились обычаи, связанные с освидетельствованием чести молодой на второй день свадьбы и пр.
Однако, несмотря на это, а также на годы атеистского давления, липоване-новопокровцы сохранили значительную часть древних представлений и ритуалов, относящихся к свадебному обряду, связанных с браком и семьей.
Примечания:
i ПМ КФЭЭ-2000 г Архив (НИЦ ТК) АК №2290 .г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края. Ин-т: Лагерникова Анисия Федоровна (1936 г.р). Исс-ль: Кобезский А.И.
ii ПМ КФЭЭ-2000 г Архив (НИЦ ТК) АК №2290, 2294.г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края.Ин-т:Лагерникова А.Ф. (1936 г.р). Исс-ль:Кобезский А.И.
iii ПМ КФЭЭ-2000 г Архив (НИЦ ТК) АК №2290, 2294.г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края.Ин-т:Лагерникова А.Ф. (1936 г.р). Исс-ль:Кобезский А.И.
iv ПМ ЭЭ (КГУКИ) 2004 А/К № 4 — А х. Новопокровский Приморско-Ахтарский район Ин-т: Корнилова Феврония Потаповна (1924 г.р.) Исс-ль: Дербина Г.А., Радченко Е.А.
v ПМ КФЭЭ-2000 г Архив (НИЦ ТК) АК №2290, 2294.г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края.Ин-т:Лагерникова А.Ф. (1936 г.р). Исс-ль:Кобезский А.И.
vi Информаторы: Лагерникова А. Ф., Зайцева Е.П., Корнилова Ф.П., Низельник П.И.
vii ПМ ЭЭ (КГУКИ) 2004 А/К № 4 – В х. Новопокровский Приморско-Ахтарский район Ин-т: Салькова Ульяна Еремеевна (1937 г.р.) Исс-ль: Емец К.И., Радченко Е.А.
viii ПМ КФЭЭ-2000 г Архив (НИЦ ТК) АК №2290.г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края.Ин-т:Лагерникова А.Ф. (1936 г.р). Исс-ль:Кобезский А.И.
ix ПМ ЭЭ (КГУКИ) 2004 А/К № 11- А х. Новопокровский Приморско-Ахтарский район Ин-т: Петухова Матрена Назаровна (1923 г.р.) Исс-ль: Худорожкова Ю.О., Хрюкина А.А.
x ПМ КФЭЭ-2000 г Архив (НИЦ ТК) АК №2270.х.Новопокровский Приморско-Ахтарского р-на Краснодарского края.Ин-т:Евсеева Фефрония Федуловна. (1926 г.р). Исс-ль:Кобезский А.И.
xi ПМ ЭЭ (КГУКИ) 2004 А/К № 4 – В х. Новопокровский Приморско-Ахтарский район Ин-т: Салькова Ульяна Еремеевна (1937 г.р.) Исс-ль: Емец К.И., Радченко Е.А.
xii Полевой дневник М.А.Лященко 2004 г.
xiii ПМ ЭЭ (КГУКИ) 2004 А/К № 4 — А х. Новопокровский Приморско-Ахтарский район Ин-т: Корнилова Феврония Потаповна (1924 г.р.) Исс-ль: Дербина Г.А., Радченко Е.А.
xiv ПМ КФЭЭ-2000 г Архив (НИЦ ТК) АК №2294.г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края.Ин-т:Лагерникова А.Ф. (1936 г.р). Исс-ль:Кобезский А.И.
xv Полевой дневник М.А. Лященко
xvi Архив Лященко (Кочеткова) М.А. ПМ ФЭЭ-2004 г. АК №4 г.Приморско-Ахтарск Краснодарского края. Ин-т:Пальцева Салманида Федоровна. (1930 г.р.). Исс-ль:Лященко М.А.
xvii Там же.
xviii Архив Лященко (Кочеткова) М.А. ПМ ФЭЭ-2004 г. АК №4 г.Приморско-Ахтарск Краснодарского края. Ин-т:Пальцева С.Ф. (1930 г.р.). Исс-ль:Лященко М.А.
xix ПМ ЭЭ (КГУКИ) 2004 А/К № 4 — А х. Новопокровский Приморско-Ахтарский район Ин-т: Корнилова Феврония Потаповна (1924 г.р.) Исс-ль: Дербина Г.А., Радченко Е.А.
xx ПМ ЭЭ КГУКИ 2004г. А/К 11. х. Новопокровский Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. Ин-т: Петухова Матрена Назаровна.. (1923 г.р.) Исс-ль Худорожкова Ю.О., Хрюкина А.А
xxi Там же
xxiiПМ КФЭЭ-2000 г Архив (НИЦ ТК) АК №2290, 2294.г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края.Ин-т:Лагерникова А.Ф. (1936 г.р). Исс-ль:Кобезский А.И.
xxiii Там же
xxiv ПМ ЭЭ-2000 г.-АК №5 г.Прим.-Ахтар.К.к.Ин-т:Лагерникова А.Ф.(1935 г.р.).Исс-ль:Кочеткова М.А.
xxvАрхив Лященко (Кочеткова) М.А. ПМ ФЭЭ-2004 г. АК №1 г.Приморско-Ахтарск Краснодарского края. Ин-т: Лагерникова А.Ф.(1935 г.р.). Исс-ль:Лященко М.А.
xxvi ПМ КФЭЭ-2000 г Архив (НИЦ ТК) АК №2290.г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края.Ин-т:Лагерникова А.Ф. (1936 г.р). Исс-ль:Кобезский А.И.
xxvii Там же
xxviii Архив Лященко (Кочеткова) М.А ПМ ЭЭ-2000 г.-АК №5 г.Прим.-Ахтар.К.к.Ин-т:Лагерникова А.Ф.(1935 г.р.).Исс-ль:Кочеткова М.А
xxix ПМ ЭЭ КГУКИ 2004г. А/К 16. х. Новопокровский Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. Ин-т: Колесникова Прасковья Игнатьевна. (1918 г.р.) Исс-ль: Худорожкова Ю.О.
xxx Архив Лященко М.А. ПМ 2004 г. АК №2 г.Приморско-Ахтарск Краснодарского края. Ин-т:Филлипова Фетиния Назаровна.(1937г.р.) Исс-ль:Лященко М.А.
xxxi ПМ КФЭЭ-2000 г Архив (НИЦ ТК) АК №2290.г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края.Ин-т:Лагерникова А.Ф. (1936 г.р). Исс-ль:Кобезский А.И.
xxxiiПолевой дневник М.А.Лященко
xxxiiiАрхив Лященко (Кочеткова) М.А. ПМ ФЭЭ-2004 г. АК №3 г.Приморско-Ахтарск Краснодарского края. Ин-т:Пальцева Салманида Федоровна. (1930 г.р.). Исс-ль:Лященко М.А.
xxxiv ПМ КФЭЭ-2000 г Архив (НИЦ ТК) АК №2294.г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края.Ин-т:Лагерникова А.Ф. (1936 г.р). Исс-ль:Кобезский А.И.
xxxv Архив Лященко (Кочеткова) М.А. ПМ ФЭЭ-2004 г. АК №3 г.Приморско-Ахтарск Краснодарского края. Ин-т:Пальцева Салманида Федоровна (1930 г.р.). Исс-ль:Лященко М.А.