Русское старожильческое население в этнокультурном пространстве Чечни: традиционный опыт, современное состояние, перспективы интеграции И ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

В Концепции государственной национальной политики Чеченской республики, принятой в 2007 г., среди принципов этой политики названы следующие:

– Формирование у населения установок толерантного сознания и поведения, уважительного отношения к обычаям, традициям, языкам, культуре, религиозным верованиям всех народов.

– Сохранение и развитие языков и культур чеченцев, всех этнических групп, объективное освещение их истории.

– Возрождение народных обычаев и традиций, способствующих гармонизации отношений между гражданами и сообществами.

– Обеспечение внутринационального и межнационального мира и согласия.

– Содействие возрождению полнокровной полиэтничности Чеченской Республики.

Среди мер реализации Концепции в пункте 4.3.3. продекларированы развитие языков и культур этнических групп, проживающих в Чеченской республике, возрождение традиционных промыслов, реставрация и охрана древних культурных комплексов. В пункте 4.4., посвященном духовной сфере, заявлено о воспитании «населения, особенно подрастающего поколения, в духе принципов единства и целостности Российской Федерации», формировании «у населения установок толерантного сознания, неприятия любых форм насилия», «культивировании идей межнационального мира и согласия, дружбы, общности интересов и исторических судеб народов России», распространении «знаний об истории и культуре чеченского народа и других этнических общностей, проживающих в Чеченской Республике, истории ратного, экономического и социокультурного взаимодействия чеченцев и других народов, историко-культурных взаимосвязях народов России», сохранении, развитии и культивировании «народных обычаев и традиций, служащих укреплению межнационального доверия и согласия, мирному разрешению межэтнических проблем и конфликтов», формировании «у населения, особенно у молодежи, уважения к истории, языку и духовному опыту других народов».

Данный проект направлен на конкретное изучение традиционного опыта, современного состояния и выработку практических мер по реализации интеграционных перспектив. В качестве объекта исследования предлагается группа старожильческого русского населения, остатки которого проживают сегодня в надтеречных районах респбулики Чечни (станицы Наурская, Червлёная, Ищерская, Николаевская, Бороздинская и др.) и накопили за столетия уникальный опыт традиционной интеграции в местное этнокультурное пространство.

Станица Червленная

Станица Червленная

Складывание традиций плодотворного общения и взаимодействия культур отмечено ещё в дореволюционной литературе.  Чеченский историк Умалат Лаудаев тепло писал о своих сородичах из станицы Червленной, где . гуноевцы породнились с казаками, хотя никогда не забывали своей прародины и всегда были рады встрече с земляками.

Почетный караул терских стариков участников Русско - Турецкой 1877 - 1878 гг.

Почетный караул терских стариков участников Русско — Турецкой 1877 — 1878 гг.

Один из любителей старины отмечал: «Среди терских казаков… даже в типе их наружности проглядывают черты, общие с горцами; особенно характерны эти черты у казачек: наряду с лицом великорусской красавицы, круглым, румяным, мы встречаем продолговато-бледное, овальное личико с чеченской кровью». Еще одно наблюдение о результатах общения культур оставил в 1915 году местный краевед Ф.С. Гребенец: «Новогладковская женщина – местного происхождения. Она приобрела легкий стан от кавказского горца, а от казака заимствовала рост, мускульную силу и трезвый характер русской женщины. Таким образом, в каждой новогладовской казачке течет кровь чеченца, кабардинца или ногайца и многих других народностей Кавказа, которые так или иначе соприкасались с ними, входили в семью гребенцов и становились ее членами».


Многие терские казаки были кунаками (друзьями) чеченцев. Они гордились этой дружбой и верность ей передавали от поколения к поколению.
Веками шло взаимопроникновение русских и горских обычаев и традиций. Бытоописателями терских станиц XIX – начала XX вв. отмечены механизмы общения культур в сфере традиционных занятий, в строительстве и планировке жилищ, традиционной системе питания, в фольклоре и обрядах жизненного цикла, в соционормативных отношениях и народной дипломатии.

Подобный опыт взаимодействия и выстраивания диалогового пространства имелся и в драматичном ХХ в., несмотря на революции и Гражданскую войну, массовые депортации, военное противостояние, процессы разрушения единого этнокультурного пространства и возрождения исторических обид и стереотипных предубеждений.

Для изучения и популяризации этого позитивного опыта адаптации, интеграции и общения традиционных культур и систем ценностей, в рамках проекта «Русские Чечни: изучение и сохранение традиционных духовных ценностей и опыта межэтнической интеграции», предполагаются полевые исследования в местах проживания русского старожильческого населения Чеченской республики, выработка практических рекомендаций по использованию полученного материала в системе органов государственной власти, учреждений культуры и образования, государственных учреждений, создание по итогам работы коллективной монографии или учебного пособия, а также проведение практических мероприятий в форме научно-практических конференций, семинаров или круглых столов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

About The Author

Related Posts