Сегодня, идея гармоничного взаимодействия между рекреацией и экологией приобретает все большую популярность. В связи с этим, в 80-е годы прошлого века появился термин «Экотуризм». Определений этого термина существует множество, но все они связаны единым смыслом — заинтересованность в сохранении своего главного ресурса — естественной природной среды или её отдельных компонентов (памятников природы, определённых видов животных или растений и т. д.). Экотуризм, в отличие от современного «комфортного» туризма, прививает другую систему ценностей — созерцание природы, духовное обогащение от общения с ней, сопричастность к охране природного наследия и поддержке традиционной культуры местных сообществ (1).
Исторически сложилось так, что общины русских старообрядцев селились в местах удаленных от основных благ цивилизации. Это позволило им не только сохранить крепкую веру, но и стать опытными и бережными природопользователями.
Русские старообрядцы проживали компактно не только в России, но и за ее пределами (Румыния, Турция, Болгария, Молдова и пр.). Они не всегда получали пригодные для заселения и освоения земли, поэтому ведение хозяйства было связано с немалыми трудностями. (2). Основывая села и слободы, строили церкви и монастыри, создавали новые промыслы, развивали торговлю.
По сути дела, они осваивали неокультуренное пространство и, судя по всему, обживали его исходя из своих представлений об устройстве мира и поселения, с учетом традиционных норм и представлений.
В связи с этим, проект «Ресурсный центр истории и культуры русского старообрядчества «Русская связь», целью которого является сохранение, развитие православных общин Юга России и укрепление межобщинных контактов, одну из приоритетных задач ставит развитие внутреннего и внешнего туризма. Развитие экологического туризма для представителей молодого поколения русских православных общин чрезвычайно важно. Программы развития экотуризма, в первую очередь, направлены на то, чтобы укрепить физическое здоровье, расширить свой кругозор и научить путешествовать с большей ответственностью перед окружающей средой. Это даст толчок, к изучению природных богатств своей местности, позволит наслаждаться природой и культурными достопримечательностями своего родного края, а главное, поможет обеспечить активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности и укрепит общинную жизнь в самых разных регионах России и зарубежья.
На укрепление межобщинных контактов будут работать тематические встречи в разных филиалах Ресурсного центра, в ходе которых будут апробированы разработанные туристические и экскурсионные маршруты тех мест, где компактно проживали или проживают, по сегодняшний день, большие и малые старообрядческие общины.
(1) Кутузов А. В. Роль экологического туризма в формировании новой системы принципов отношения к окружающей среде // Материалы 13-й международной конференции молодых ученых 26-30 декабря 2002 г. «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы». — Санкт-Петербург, 2002. — С. 719.
(2) Ф.Ф. Болонев. Украинско-белорусские элементы в народной культуре семейских Забайкалья.//Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. — Новосибирск, 1992 .- С.237
Фотоматериалы предоставлены специалистом проекта «Ресурсный центр истории и культуры русского старообрядчества «Русская связь» Улисским А. А.