С 18 по 26 января 2020 г. участники проекта «Земляки и соседи: изучение и популяризация добрососедских отношений народов Кубани и Адыгеи» проводили полевые исследования в Красногвардейском районе Республики Адыгея. География экспедиции включала в себя населенные пункты, основанные русскими и адыгами и соседствующие друг с другом в пределах района: аулы Уляп, Хатукай, Джамбечий, Адамий и село Красногвардейское.

Сбор материала велся по специально разработанной программе, включающую в себя разделы по исследованию исторической памяти, взаимодействию в трудовой и хозяйственной сфере, межнациональным взаимодействиям в бытовой сфере, религиозной и культурной жизни. Были опрошены местные жители разного возраста, представители русского и адыгского населения. В результате удалось записать более 20 интервью, путём видео- и фотофиксации запечатлеть материальные объекты культуры: музейные экспонаты, памятники, постройки, блюда национальной кухни, культурно-массовые мероприятия, а также портретные и коллективные фотографии (до 500 снимков и ряд сюжетов видеоматериала).

Исследование исторической памяти местного населения позволило выявить ряд интересных фактов. Интенсивное межкультурное взаимодействие в Красногвардейском районе было предопределено исторически. И адыгские аулы, и крестьянские села возникали в этих местах практически одновременно с середины XIX века, т.е. вскоре после окончания Кавказской войны, основывались чересполосно, согласно плану имперской администрации с целью скорейшего интегрирования переселяемых сюда адыгов в социальную структуру Российской Империи (Фото1).

Фото 1. Русские жители села Николаевского (Красногвардейского). Начало ХХ века

Русские жители села Николаевского (Красногвардейского). Начало ХХ века

Близость адыгских аулов к станицам кубанской линии, границей между которыми выступала река Кубань, также способствовало установлению хозяйственных и культурных связей адыгов с кубанскими казаками и русскими крестьянами близлежащих сел и хуторов (Фото2).

Комсомольцы слева направо — Аня Веничкова из с. Натырбово, комсомолец Бирисев из аула Понежукай и Мария Соломко из с. Преображенского

Сведения старожилов-адыгов говорят о тесных взаимоотношениях бывших горцев с казаками, русскими и украинскими крестьянами, Интенсивное взаимодействие восточнославянских переселенцев и адыгов привело к установлению побратимских отношений, которые сохраняются и по сей день между жителями аула Адамий, хут. Чумаков и станицы Васюринской, аула Хатукай и города Усть-Лабинска и станицы Воронежской, аула Уляп и станицы Тенгинской, аула Джамбечий и станицы Новолабинской. Интерес представляют сведения о сотрудничестве даже в годы Кавказской войны, боевом содружестве в ходе Первой мировой и Великой Отечественной войн, взаимопомощи земляков и соседей во время службы в армии (Фото3)

Фото 3 Призывники в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию из адыгов и русских. 1925 г.

Призывники в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию из адыгов и русских. 1925 г.

Интервью содержат многочисленные рассказы о товарном обмене между жителями аулов и станиц, постоя на ночь у своих друзей в семьях ст. Васюринсклй у паромной переправы на пути в Краснодар, совместном досуге русской и адыгской молодежи, местом которого выступали оба берега Кубани, совместном преодолении тяжелых испытаний во время голода 1932–1933 и 1947 гг., Великой Отечественной войны. Интересны рассказы об обстоятельствах появления первых русских семей в адыгских аулах. В ауле Хатукай первопоселенцами являются фамилии Семенютиных (казаки станицы Кирпильской), Подолян, Еременко, Колыбельниковых, Ребриковых (Фото4-5).

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Семья Подолян, первых русских поселенцев в ауле Хатукай

Жители аула Хатукай (слева направо)- А. А. Хачмафов, глава Хатукайского ельского поселения, Т. И. Османов и Б. П. Семенютин, старожилы аула Хатукай

На сегодняшний день аул Хатукай представляет собой наиболее яркий пример межнационального взаимодействия: по статистике на данный момент в нем проживает 47 смешанных (русско-адыгских) семей (Фото6-7).

Фото6. Выступление фольклорного коллектива Бесленей в ауле Хатукай

Выступление фольклорного коллектива Бесленей в ауле Хатукай

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Выступление казачьего коллектива в ауле Хатукай

С большим теплом жители аула Хатукай вспоминают трагические события 2002 г., когда в результате наводнения аул был затоплен, из-за чего непригодными для жизни оказались 70 % жилых домов, а администрация и простые люди г. Усть-Лабинска оказывали деятельное участие в спасении пострадавших, их размещении и обеспечении всем необходимым (Фото8).

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Договор  о дружбе и сотрудничестве между аулом Хатукай и станицей-Воронежской

В ходе экспедиции также удалось выяснить русское происхождение некоторых адыгских фамилий. Так, адыгский род Ивановых в ауле Уляп ведет свое происхождение от русского предка. В ауле Хатукай целая легенда связана с происхождением рода Тлипиевых, основоположником которого стал воспитанный адыгами русский мальчик, украденный в результате набега на казачью станицу. С годами адыгское слово Лlыпый (буквально – мужчина-враг) трансформировалось в фамилию Тлипиев.

Результаты экспедиции показали, что Республика Адыгея являет пример доброжелательного отношения в сфере межконфессиональных отношений для всего Северного Кавказа. Адыгам традиционно чужд религиозный догматизм. Более того, для простых жителей любые формы исламского фундаментализма и экстремизма вызывают бурное осуждение, и как следствие любые попытки радикального миссионерства не находят для себя благоприятной почвы. Устойчив в памяти многих жителей аулов тот факт, что в прошлом адыги и сами являлись христианами. Также радикальным формам ислама противостоит традиционный этический кодекс адыгов – хабзэ, который для ряда адыгов является альтернативной догматическому исламу. Возрождению хабзэ способствует введение его в качестве факультативной дисциплины в школах (Фото9-10).

 Церковь иконы Божьей Матери Скоропослушница в ауле Хатукай

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Мечеть в ауле Хатукай

Анализ заимствований в сфере культуры также показал их высокую степень (в пище, в хозяйственном быте), о чем свидетельствуют коллекции предметов быта в музеях села Красногвардейского, аула Джамбечи и частного музея Аминет Алибердовой в ауле Уляп. Многие русские уроженцы адыго-русского пограничья с детства овладевают адыгейским языком и традиционной культурой, чтят этикет и обычаи адыгов, что сказывается на уровне семейного, общинного и межпоселенческого общения (Фото11).

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Экспозиция частного музея адыгского быта Аминет Алибердовой

About The Author

Related Posts