Беседа Игоря Васильева с Мариной Анатольевной Лященко, зам.директора МБОУ ДО Центр творчества «Содружество» (г.Краснодар) и матерью троих детей.
Правда ли, что основой традиционного воспитания является личный пример и слабая возможность поведенческой альтернативы?
На этот вопрос невозможно однозначно ответить. Объясню почему. Во-первых, что понимать под понятием «традиционное воспитание» сегодня?
Еще столетие назад, основой традиционного воспитания был опыт предыдущих поколений, т.е. в воспитании детей опирались на традиционные формы. Это и праздники, и обряды, и этикет, и система нравственных ценностей, и организация труда, и педагогика, медицина и пр. И все это — традиционная культура.
Но, сегодня на мой взгляд, главный вопрос заключается не в том, как влияет личный пример и возможная альтернатива на формирование традиционного воспитания? И в какой пропорции? А то как сегодня понимают термин «традиционное воспитание», те кто является связующей нитью между прошлым и будущим, между старшим поколением — нашими бабушками, и младшим поколением -нашими детьми, т.е. как это понимаем мы сами, мы — нынешние родители!
Ведь наше наследие -это то, что мы получили от наших предков, то что на протяжении семи десятилетий сознательно игнорировалось, подменялось и разрушалось. Целое поколение, которое родилось в советский период, это целая эпоха! Большинство людей, как показывают исследования, не знают ни своей истории, ни культуры своего народа. А русский народ, как показывает опыт, знает свое прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т. п. очень поверхностно. Потому, что механизм естественной преемственности между поколениями, где семья и школа были важнейшими составляющими был утерян. И конечно, потребуется немало времени, и много труда, прежде чем мы вновь обретем свою Память. Память, которую мы сможем не просто восстановить, а научить детей беречь ее и передавать для последующих поколений.
Что из традиционной культуры более всего помогает в воспитании современных детей?
А как? И с какого возраста? И главное, какие средства и приемы традиционной культуры использовать для воспитания детей сегодня? Что выбрать?
Этот вопросы, которые мы слышим. Вопросы, которые звучат сегодня чаще чем раньше. Вопросы, которые я — мама троих детей, сама задаю. Это вопросы сегодняшних родителей — нас!
Ответ понятен почему. С уходом старшего поколения, которое владело знанием, опытом, традицией полученной от своих предков на простом бытовом уровне, опытом сформированным целыми поколениями, и который по причинам, сказанным выше, не дошел до наших дней. Опыт, который мы не получили. Поэтому понять, что более всего подходит нашим детям весьма сложно.
И для того, чтобы разобраться, необходимо ответить на вопрос. Почему формы традиционного воспитания так важны и почему они стали так востребованы и необходимы сегодня? И действительно ли они помогают в формирования личности современных детей? И в чем же сила народных традиций?
Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к развитию личности ребенка и требовании с его стороны взаимообратного доброго, человеколюбивого отношения к окружающим. Главная цель народной педагогики, была в том, чтобы облагородить человеческую душу. Сформировать основу нравственных ценностей. Это воспитание, которое было основано на регулировании системы отношений человека и общества, формировании продуктивного отношения личности, к людям, обществу, самому себе.
И это то, о чем мы говорим каждый день, сегодня! О проблеме нравственного воспитания, о его «дефиците» и о появившихся сложностях связанных с вхождением ребенка в систему принятых в обществе норм. О том, как помочь сформировать свой опыт деятельности, как осознать разумность, объективность, необходимость тех или иных поступков, побуждающих ребенка к добрым поступкам, сформировать потребность личности сделать себя и окружающее жизненное пространство более совершенным.
Но, за последние два десятилетия мы наблюдаем колоссальный интерес к возрождению культурных традиций, и эти перемены повлияли на формирование и развитие воспитательной системы в целом. Нам предлагают большой список литературы, направленной на внедрение и использование народных традиций в образование. В первую очередь, это внедрение проектов на законодательном уровне. И последующее использование программ рекомендованных для различных образовательных учреждений. На примере, Краснодарского края мы наблюдаем появление среди общеобразовательных предметов и новую дисциплину — Кубановедение. В учреждениях дополнительного образования детей изучение традиционной культуры, можно сказать, пользуется популярностью. Огромное количество детей разного возраста охвачено дополнительной занятостью в объединениях изучающих народное декоративно-прикладное творчество, в фольклорно-этнографических коллективах, ансамблях народной песни и пр. Высшие образовательные учреждения готовят преподавателей, чья деятельность в дальнейшем напрямую направлена на сохранение и развитие традиционной культуры. В каждом регионе России ежегодно проводятся десятки фольклорных фестивалей. Вся эта деятельность, безусловно, движима стремлением к возрождению культурных традиций. И если школа, подразумевающая под собой все образовательные программы, пытается планомерно продвигаться в изучении традиционной культуры, давая представления о ней в программах учебных курсов, то для простых родителей проблема передачи знаний о традиционной русской народной культуре, по прежнему остается открытой.
И действительно, с трудом можно себе представить весь объем информации, то множество знаний и навыков, которые обретает ребенок в первые годы жизни, чтобы ориентироваться в мире. В первую очередь, родители и взрослые члены семьи помогают детям познакомиться с этим миром. Ведь именно на опыте семейного воспитания народа строилась многовековая педагогическая культура и формировалась народная мудрость. И как же быть
Мы уже говорили, о том, что исследования этой области показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют друг друга. И сегодня создается множество программ направленных на эту работу.
Но прежде всего, давайте ответим на вопрос. А какие они современные дети? Что мы знаем о них? Что им интересно? И, главное, не только что им более всего подойдет из традиционных методов воспитания, а что необходимо и важно именно сегодня….
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим примеры народной педагогики, а так ли они далеки, и на первый взгляд, кажутся неуместными для воспитания современных детей.
За несколько лет работы в детском образовательном учреждении, направленном на развитие творческих способностей детей, я обратила внимание на то, большой процент детей испытывает трудности в общении. Это возраст от 5 до 11-12 лет. Эти дети замкнуты и общение сводится к однозначным ответам. Родители чаще говорят о том, что времени заниматься детьми остается все меньше и меньше. Стремление к материальному обеспечению сводит к минимуму общение, собственно, с детьми.
Ответ, чаще всего сводится к вопросу на вопрос. А когда нам общаться? Целый день на работе, дети в садике, в школе, потом на дополнительные, к репетиторам, на занятия в спортивные секции и пр.Когда? И действительно, ритм в котором живут большинство семей, знаком и понятен. И впоследствии, когда начинают возникать первые трудности, когда начинают раздаваться первые вопросы и утверждения. Как? Почему? Это не мог сделать мой ребенок и т.д. Мы вдруг начинаем обращать внимание на детей и искать возможность исправить сложившуюся ситуацию, и искать причину. Ругать, требовать, настаивать — вот основные методы. Забыв о тех, методах, которые наши предки использовали ранее.
Все дело в том, что русский народ сам сформировал за свою многовековую историю определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей.
Во-первых: Детям разъясняли, их убеждали и приучали. Эти методы были необходимы и действенны. Формирование положительного отношения к труду с самого раннего детства определяло норму, а значит достойное поведение в семье и обществе. Обращение с инструментами и различными орудиями труда, сезонная обработка земли, сбор урожая, работы связанные с животноводством, национальная кухня, и немаловажные ремесленные и промысловые работы. Все это сопровождалось показом и разъяснением. Далее следовало закрепление знаний через различные упражнения и советы. Они, в свою очередь, формировали у подрастающего поколения свои необходимые навыки и приемы, вырабатывали привычку. Все эти советы и наставления сопровождались словом. В народе существует огромное количество сказок, пословиц и поговорок направленных на формирование у детей правильного отношения к жизни в труде. Приучение к труду типично для детей раннего возраста. Сегодня забота о здоровье и безопасности детей перешла в формы запретов и другими словами «Зачем перегружать? Нельзя! Я сделаю сама! Я сделаю быстрее». Отсутствие собственного примера, возможности разрешить детям сделать самостоятельно, оберегание от всех и вся, безусловно, привело к результатам. Большинство из наблюдаемых примеров показывают, невозможность детей даже самостоятельно одеваться, а вед речь идет о детях четырех- пятилетнего возраста.
Совет? Хотите научить — не запрещайте!!! Позвольте сегодняшним детям познакомиться с домашней уборкой, стиркой, мытьем посуды как можно раньше. Вспомните о народных советах. Родилась дочка — возьми в крестные мастерицу! Родился сынок — возьми в крестные ремесленника! Убеждение, разъяснение и доказательство — одни из самых действенных методов. Приучаясь к ним ребенок растет уверенным в правильности и разумности своего поведения. Он не сомневается в своих поступках, действиях и далее уверенно начинает накапливать собственный опыт, основанный на нравственных понятиях, а значит учится руководствоваться ими в своей жизни.
Во-вторых: Другими методами в воспитании детей в семье были поощрение и одобрение. С самого рождения дети испытывают потребность в том, чтобы их оценили. А именно, их труд, поведение, игры и пр. Похвала была чрезвычайно важна! Первое одобрение родителей оказывало прямо волшебное действие. В народе замечали, что усердие в труде и в работе, и в учебе появлялось у детей не через укор или упрек, а через похвалу. Произнося слова похвалы «хорошо», «молодец», «очень хорошо» непременно следили за тем, чтобы это сказано было с улыбкой. Детям важна была оценка родителей потому, что это оценка их деятельности, а значит принятие их/детей во взрослую жизнь. Использование таких методов как укор и осуждение, конечно допускалось. Без них невозможно было осознать свои ошибки и вовремя устранить их.
Третье: Несомненно, самым конструктивным, радикальным методом был личный пример. Это, в первую очередь, взаимоотношения в семье. Именно от отношение родителей к окружающему миру, к труду, творчеству и пр. являлось примером и формировало личность ребенка. Соблюдение определенных правил, норм поведения, сохранение традиций, сохранение духовных ценностей, все это воспитывало в детях свое отношение в миру и к себе самому. Понимание взаимосвязи всего живого вокруг складывалось из той картины мира, которую формировали родители своим примером.
Еще один метод, который к сожалению практически исчез из нашей сегодняшней жизни, это — родительское благословение. Оно имело духовное, поэтическое значение. Благословение детей на определенные действия, благословение молодых людей на создание счастливой семьи и мн. другое сохранялось длительное время и ушло с потерей традиционных духовных ценностей.
Возрождение народных традиций, сегодня, движение к освоению духовного наследия, желание прикоснуться к своим истокам и обрести свою память несомненно ведут к тому, чтобы поколение наших детей имело возможность знать и хранить это богатство.
Поэтому, прежде чем дать четкий ответ на вопрос, что из традиционной народной культуры более всего помогает в воспитании? Давайте посмотрим на себя в зеркало! Мы сами! Ответы в нас самих. Следуя путем сохранения и сбережения народных традиций и народной культуры, в целом. Выбирая для своих детей программы, кружки, объединения, школы, направления и пр. в первую очередь, мы сами должны не потерять веру в то, что эти знания необходимы. И использовать эти знания нужно не только в образовательных учреждениях, а самое главное в семье, каждый день, до тех пор пока наш пример не станет для наших детей такой же нормой. Начните с себя!
Какие элементы традиционной культуры могут быть действительно полезны современным родителям? На сколько они доступны?
Сегодня, мы часто сталкиваемся с тем, что не только для детей, но и для взрослых необходимо создание особого пространства, где происходит, своего рода, передача социально-культурного опыта. Чаще всего, таким пространством становится объединение или группа людей, где общение строится по принципу традиционного — «место встречи поколений». Это фольклорные коллективы, в которых собираются несколько возрастных групп, где основа работы заключается не только в том, чтобы собраться и исполнить фольклорные песни , а в первую очередь для того, чтобы иметь возможность самореализоваться. Здесь особая среда для совместного проведения различных мероприятий, где фольклор становится средством коммуникации.
Т.е. для того, чтобы помочь своему ребенку больше раскрыться и позволить ему быть самим собой, где на него не давят рамки «не модно.., не круто.., не современно!», можно просто дать ему возможность выражать себя, так как этого требует его возраст. Если ребенок 3-5 лет еще не понимает этой разницы во времени, он просто получает возможность свободно выражать себя — петь и танцевать по примеру старших, то детям 5-7 лет уже интересно содержание песни, его персонажи и их характер, интересен уже ход игры, поэтому часто руководители фольклорных коллективов включают в работу с детьми этого возраста различные народные игры.
Но, мы можем бесконечно говорить о важности и пользе различных элементов традиционной культуры, в частности фольклора, в воспитании детей разного возраста, но весь этот опыт будет не актуален в студиях народного искусства или фольклорных песенных коллективах, если не будет живого общения с народными исполнителями или народными мастерами, или будет отсутствовать возможность увидеть и познакомиться с живой традицией бытующей в обычной жизни.
Для того, чтобы максимально приблизить и познакомить детей разного возраста с народной песенной традицией, фольклором, декоративно-прикладным творчеством была разработана программа, которая успешно реализовалась в течении последних десяти лет в детском образовательном учреждении Центр творчества «Содружество»(г.Краснодар). Это Программа проведения детско-юношеских фольклорно-этнографических экспедиций по Краснодарскому краю. Эта программа разрабатывалась для детей от 7 до 18 лет. Основная задача программы заключалась в простом, понятном подходе к изучению народной культуры Кубани.
За 10 лет реализации программы, участниками экспедиций стали ребята из нескольких школ г.Краснодара, из школы народного искусства им.В.Г.Захарченко (отделение народный хор) , а также воспитанники учреждений дополнительного образования объединений, ансамблей народной песни, учащиеся мастерских народного декоративно-прикладного творчества. Дважды участниками экспедиций стали воспитанники из ансамбля народной песни г.Москва.
Впечатления от таких поездок остаются в памяти на всю жизнь. Десять дней прожить в кубанской глубинке, среди просторных полей и лиманов, среди естественной, лишенной современного вмешательства из вне, природы. Проводя каждый день общаясь с простыми людьми, носителями традиций народной культуры, перенимая их знания, изучая предметы народного творчества и фиксируя живое исполнение традиционных песен, дети получаю колоссальный духовный «заряд». Понимая, что в условиях современного города получить такие знания невозможно.
Конечно, не следует считать, что такие программы единственная возможность помочь современным родителям познакомить детей с различными элементами традиционной культуры. На самом деле не важно, что выберут родители для своих современных детей. Предпочтут развивать моторику и усидчивость в кружке декоративно-прикладного творчества или развивать вокальные данные в ансамбле народной песни, или предпочтут и то и другое и третье. Главное, чтобы они понимали какое огромное значение имеет народная культура в развития ребенка, потому, что без нее невозможно правильное формирование собственной культурной принадлежности.
Какие полезные качества им могут привить элементы традиционной культуры? И какие элементы?
Активность, сноровка, сообразительность, инициатива — все это воспитывали в детях с самого рождения. Воспитание этих качеств в полной мере представлено в огромном количестве разнообразных игр. Игры давали возможность удовлетворить жажду действия, предоставлялась большая почва для работы ума, сердца и воображения, воспитывались умение постоять за себя , умение преодолевать неудачи и переживать неуспех, вырабатывалось чувство справедливости. Более того, считалось, что ребенок, который не играл в детстве, став взрослым никогда не сможет раскрыть свои потенциальные возможности. Игры колоссальным образом способствовали социализации ребенка, приучали его к соблюдению этических норм и правил.
Если мы хотим, чтобы ребенок рос ловким, быстрым, сильным, сообразительным, внимательным — необходимо как можно раньше познакомить его с различными играми.
Могут ли, доступные современным родителям, воспитательные элементы традиционной культуры привить детям самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, умение постоять за себя и кооперироваться с другими людьми?
Неоднократно, в разговоре с родителями, я слышу слова: «Мой ребенок неуправляем…., никого не слушает…., он в своем мире, делает только то, что хочет, отказывается выполнять простые просьбы…» и тд. Думаю, мы сталкиваемся с этими трудностями часто. Наблюдаем подобную картину в магазине, на улице или в детском саду.
Причин, по которым дети 3-5 летнего возраста могут устроить подобные сцены, на самом деле множество. Но, чаще всего эти причины заключаются в самих родителях.
Нет! Я не стану поднимать, сейчас, вопрос — Почему!? На этот вопрос родители могут ответить сами, либо им помогут семейные психологи. Моя задача помочь, подсказать, предложить некоторые приемы, к которым прибегали наши предки.
В первую очередь, я повторяю, это труд! Обратить внимание на то, как происходило развитие ребенка, как формировалась его личность в условиях совершенно далеких от сегодняшних благ. Сегодня мы не можем, да и не нужно отказываться от различной бытовой техники созданной в помощь родителям., речь идет о труде — как о ежедневной помощи старшим в любых делах.
Давайте оглядимся вокруг, что мы видим в вашем домашнем пространстве? Разве работы стало меньше? Вопросы с поддержанием порядка в доме, приготовлением пищи, помощь в уходе за младшими детьми и стариками, помощь в походе за продуктами? РАЗВЕ ВСЕ ЭТО НЕ НУЖНО И ПЕРЕСТАЛО БЫТЬ ВАЖНЫМ СЕГОДНЯ!? На мой взгляд нет! То как часто мы перестаем привлекать детей к домашним делам напрямую связано с тем, что они стали более несамостоятельными, а значит безответственными. Отсутствие общения помимо школы, сведение всего свободного времени к сидению за компьютером конечно лишает детей возможности общаться чаще и на свежем воздухе. Я не думаю, что здесь стоит искать какую-то главную сверхпроблему, она очевидна. Хотите, чтобы дети развивались, общались, становились самостоятельными? Тогда дайте им возможность расти, ошибаться, набивать шишки, дайте детям возможность обучаться у вас всему, что вы умеете. Вспомните, родители, чем вы заняты? Чему дети должны у вас научиться, каким навыкам? какому творчеству и мастерству?. Именно эти навыки дети получали в народной среде и именно из них формировался собственный опыт.
Что может извлечь детей из виртуального мира и одиночества? И надо ли это делать?
Все просто! Ребенок идет туда, где интересно! А если к этому добавляется составляющая — «Зачем идти? компьютер дома!», то для многих родителей это становится удобной формой удержать детей в целях безопасности в домашних стенах. И чаще всего это приводит именно к тому, что формой отдыха становится не прогулка на свежем воздухе после уроков или в выходные дни, а прогулка по виртуальному красочному миру.
Но при этом, я не стану утверждать, что компьютер, планшеты и пр. является совершенным злом! В современном ускоряющемся мире, где скорость передачи информации достигла небывалых результатов, человечество не может отказаться от современных технологий. Избавиться и жить без них, по ряду причин, мы уже не можем. Да и не нужно это.
Главная проблема, на мой взгляд, заключается как раз именно в интересе! Т.е. в том, что же именно интересно нашим современным детям?
Нам кажется, что мы знаем о них все! Знаем что они читают, о чем мечтают? Проще сказать мы знаем какие книги они не читают, а вот что на самом деле им интересно мы можем даже не догадываться. И я говорю о детях не только школьного возраста.
За 15 лет работы с детьми и подростками, я часто сталкивалась с примерами, когда детям сложно было рассказать родителям какие-то тайны, или поделиться чем-то. И я подчеркиваю, эти дети, в большинстве случаев, из благополучных семей. И главное они не могли делиться с родителями не потому, что боялись, что их не поймут!!! а потому, что считали, что родителям это совершенно не интересно!!!
Вопрос о «виртуальной» зависимости детей — не простой. Но, чтобы ответить на него давайте очередной раз посмотрим на себя. Как мы проводим вечера и выходные дни? Как часто наши дети бывают в театре на детских представлениях? Ведь виртуальность — это то, что не существует реально, но то , что возникает в определенных условиях, т.е дает возможность развивать фантазию, мышление.
Если обратить внимание на то, как в народе рассказывали детям сказки. Кто и как их рассказывал? Либо перед сном дедули да бабули, либо в театрах-вертепах на ярмарочных гуляниях и пр.Каким образом происходила передача информации и с какими всевозможными художественными приемами!? Образы, которые рождались в воображении способствовали развитию мышления, фантазии, в дальнейшем они проявлялись и выражались в различных предметах народного художественного творчества, в народных игрушках, народных инструментах и пр. В народной педагогике нашлось сильное средство развития детской фантазии, причем работа мысли сознательно была сориентирована на освоение того, что окружает ребенка. По всему: поездке куда-либо, рассказах обо всем и об огороде, о деревенском доме, о лесе и море — всему быту и природе давалось поэтическое освещение. Все это давало пищу воображению. Это своего рода, тоже виртуальность. Главная задача — увлечь, заинтересовать. О значении народных сказок и народных игр написано так много, что остается только посоветовать и пожелать — увлекайте детей всеми возможными способами. Наполните их детство живыми реальными воспоминаниями и картинками увиденными воочию. Пусть детство будет ИНТЕРЕСНЫМ!
Беседовал Игорь Васильев.
Фото: Нагорная Татьяна Сергеевна
Источник: http://www.golos-epohi.ru/?ELEMENT_ID=14247 Журнал Голос Эпохи