«ПРИАЗОВЬЕ» № 76 ОТ 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

В начале нынешнего лета в жизни древлеправославных христиан(староверов или старообрядцев) – приморско-ахтарцев произошло памятное до сего  событие — поездка к одноверцам в республику Румыния по их приглашению. Хотя поехать смогли немногие — всего 33 человека (кто сумел собраться со средствами), факт предстоящего нашего гостевания за границей вызвал много разговоров.   Не только среди отъезжающих. Любопытство и немалое проявили к поездке православные христиане и атеисты.

    — Значит курды к курдам едут? Надолго ли? –интересовались последние, выявляя дремучее невежество в вопросах народонаселения, вероисповедания и исторического прошлого России. Ибо курды, как именуют, старообрядцев, некоторые недалекие люди, есть жители Ирака, Турции, Ирана, Сирии. Проживает этот один из древнейших азиатских народов и в ряде бывших союзных республик — Узбекистане, Таджикистане и других. В подавляющем большинстве курды-мусульмане-сунниты, в меньшинстве -шииты, часть относится к секте зиидов.

       Староверами же или старообрядцами (так 1785 году «окрестили» православных христиан царские чиновники) являются исконно русские люди, сохранившие до настоящего времени церковное благочестие. То есть старообрядцами можно с таким же успехом назвать и преподобного Сергия Радонежского, и патриарха Гермогена, пострадавшего в смутное время от прокатолистических западников и князя Владимира Киевского…Староверческие общины, подобно островкам, разбросаны по всей огромной территории бывшего СССР, и в странах всех шести континентов. Одна из самых крупных и ближних нам зарубежных общин староверов проживает в Румынии. С ними –«румынцами»- у нас, приомрско-ахтарских старообрядцев, самая тесная связь. Не только духовная, но и кровная. Ибо многие пожилые жители х. Новопокровского, есть такие и в Приморско-Ахтарске, родились и выросли в Румынии. А когда стало возможным вернуться на свою историческую Родину-Россию, приехали сюда, ставив в Румынии братьев, сестер, племянников и племянниц, крестников и крестных. Они же первыми засобирались в дорогу, услышав о поездке к одноверцам в Румынию….

«НЕ ПРИНЯВШИЕ И НЕ РАСКАЯВШИЕСЯ…»

   И вот все придорожные хлопоты позади: загранпаспорта в кармане, автобус предоставило местное турбюро, и мы едем в румынский г Тулча, что на Дунае. Путь туда оказался неблизким, потому что поехали через г Черновцы. А в дороге, известно, занятие одно: глазеешь в окно, ведешь «ученую» беседу с соседями и думаешь свои думки. Нас же, паломников, мысли невольно уводили в историю России, в ХVII век, когда в единой Православной церкви произошел раскол. Не принявшие прозападных реформ патриарха Никона, которые затронули не только внешние обрядовые вопросы, но и связанные с таинствами, старообрядцы стали жестоко преследоваться царской властью. И стали почему-то русский народ называть раскольниками.

      «По указу царя церковных раскольников, которые по троекратному вопросу святой соборной и апостольской церкви   по догматая ея  покорения не принесут, а от расколу не отстанут и хулу станут возлагать- таких по трикратному вопросу велено сжигать в струбе»,- писал в те дни диак Тимофей Симовских(«Роман-газеты» №№7-9 1995 г «Раскол» В. Лигутина).

      Древлеправославных христиан, как еретиков в средневековье, сжигали на кострах. Именно такую мученичискую смерть принял 14 апреля 1682 г. в г. Пустозерске протопоп Аввакум. На костре же кончили земную жизнь священник Лазарь, диакон Федор, инок Епифаний. Боярыня Морозова, знакомая нам со школьной скамьи по картине В. Сурикова, за исповедание древреправославия разделила участь княгини Евдокии Урусовой, подвергнутой страшным, нечеловеческим пыткам…

        Последние десятилетия ХVII века на древлеправославных христиан была развернута настоящая охота: им рубили руки, резали языки, ломали ребра, четвертовали. Преследовались все-мужчины, женщины и даже дети, не отрекшихся от древлеправославия. И, спасаясь от расправы свирепых и беспощадных стрельцов, семьи староверов бежали в глухие леса, в чужие неведомые страны.

   «МИЛОСТИ ПРОСИМ, РУССКИЕ»

… За окнами нашего «Икаруса» проплывают в предрассветных сумерках румынские пейзажи-аккуратные низенькие домики крестьянских селений, разноликие по всходам, как лоскутное одеяло, тщательно возделанные поля. Отличное асфальтированное шоссе на удивление пустынно-ни встречных, ни обгоняющих машин. Только изредка однооконные, двуконные или запряженные осликами повозки румынских крестьян.

    В местечке Галатци на пароме переправляемся через Дунай и держим путь на Славу Черкесскую. Равнина за окнами автобуса сменяется предгорьями, и некоторые из наших паломников, как, например, пожилые супруги Евсеевы, начинают волноваться. Февронья Федуловна, родившаяся и выросшая в Румынии и нашедшая тут свое счастье с парнем-одноверцем Леоном, рассказывает молодым паломникам о своей далекой юности.

    …Большое русское село Слава Черскесская встречает нас полуденным покоем. Подъезжаем к дому отца Прокопия. Батюшке нездоровится, но, услышав приезде долгожданных гостей, он выходит нам навстречу. Новость «русские приехали!»     с быстрой молнии облетело все село. У автобуса мгновенно вырастает радостная, гомонящая толпа встречающих.

    -Есть тут нашего рода?-по очереди заглядывают в полумрак зашторенного от солнца салона взволнованного встречей славские. И, отыскав взглядом родное лицо, с объятиями бросаются к нему. Слезы, поцелуи, радостные восклицания.

      «БЛАЖЕННЫЕ СЛЫШАЩИЕ СЛОВО БОЖИЕ И СОБЛЮДАЮЩИЕ ЕГО» (Лук. 11,28)

     Как живут русские старообрядцы в Румынии? Отвечу на этот вопрос выступлением с трибуны Государственной думы начала XX века новобранца Уварова, являвшегося одним из общественных деятелей России. «Когда вы проезжаете где ни будь по деревне далекой, глухой, и видите хорошие дома, богатые постройки, людей не пьяных, занятых работой, людей нравственных и трезвых, вы всегда можете сказать вперед спросите и вам скажут)- это старообрядцы….православные в очень многим могли бы последовать примеру старообрядцев…»

       Приведу один любопытный разговор с фермером из села Слава Черкессская П. Аноре, в семье которых гостила два дня. Меня очень заинтересовал вопрос:  Неужели все наши одноверцы здесь богачи, так как строят такие добротные, большие дома по 6-10 комнат?

        Петр улыбнулся наивности вопроса.

        — Дома строим всем селом. Хозяину, надумавшему построить новый дом, только надо купить строительный материал. Он у нас не очень дорог…Затем созывает мужиков. Приходят 80-100 человек, и за неделю дом готов.

         — А как новосел расплачивается со строителями?

         — Кормит во время стройки обедами?

        Для нас, русских в России, этот факт воспринимается дивом. Если еще учесть, что продукты питания в Румынии в пересчете с лей на наши рубли дешевле наших. Например булка хлеба стоит 216 рублей.

        … А ведь именно общинным способом строительства отмечены в истории России прошлые века. Однако наши одноверцы в Румынии унаследовали от предков не только строительное умение, а прежде всего церковное и мирское благочестие, верность уставу и правилам Церкви Христовой в духе христианской любви.

         Ни разу за шесть дней, что были на румынской земле, не услышали от своих одноверцев, тем более молодежи, ни одного непечатного, ругательного слова. А ведь ситуации были разные, и жили мы не на одном месте, а «кочевали» по пяти населенным русским пунктам.

       В последнем русском селе, где, нам показалось, особенно много молодых парней и девчат, меня поразило их полнейшее равнодушие к наркотическому зелью. Так, здание полицейского  румынского участка, стоящего посередине села, в ту июньскую пору подобно цветнику было окружено набирающей рост дикой коноплей. У румына-офицера, немного говорящего по-русски, поинтересовалась: почему никто не скосит эту наркотическую травку, ведь в селе полным- полно молодежи? Но полицейский никак не мог уразуметь, почему конопля считается наркотиком и отчего парни и девчата должны ею заинтересоваться?

Да, нашим юным одноверцам в Румынии наркотическое зелье ни к чему. Они с молоком матери  впитывают в себя нравственный закон — Христовы заповеди, вырабатывающие у них четкое определение всего греховного  и порочного в этой жизни и стойкое к ним неприятие. Так, от Миная-молодого парня из села Слава Черкесская узнала, что они молодежь и женщины села, в каждое воскресенье Великого поста взбираются на крутую Крестовую гору, увенчанную с 1910 года крестом, и поют у его подножия псалмы. И в святую рождественскую ночь вся молодежь села  опять карабкается на крутую гору и с нее хором кричит.

       -Благословите Христа прославить!

Снизу из села, что раскинулось у подножия Крестовой горы, невидимые голоса тоже хором отвечают.

       -Бог благословит!

«МЫ – ЛИПОВАНЕ!»

     Никто: не любезно встретивший нас и сопровождающий в поездке по румынской земле Тулчинский епископ Евмений, не тулчинская матушка  Ефимья и батюшка Мина, ни отец Прокопий из церкви Георгия Победоносца и отец Василий из с. Серикей (церковь Василия Великого) не могли точно сказать, сколько наших русских, приживает в пяти древлеправославных приходах Румынии. От мирян же услышала, что числом немало, потому что в парламенте Румынии их община имеет 1 голос и своего депутата- Петру Сухола. А как русские люди появились на этой земле? Вот что рассказал батюшка Прокопий.

      — Когда на Руси начался раскол и пошли гонения на старую веру, часть русских людей бежала от расправы на землю современной Молдавии. Вокруг их поселения, якобы, рос густой липовый лес. Отсюда стали  наши прапрадеды называть себя липованами. Называние закрепилось, его переняли румыны и иначе, как липоване, нас сейчас назовут.

          Нелегко живется нашим липованам на чужой земле, хотя  их община за три с лишним столетия стала неотъемлемой частью от жизни всей этой небольшой страны. Русские староверы здесь не только кропотливо возделывают капаницами(тяпками) землю, но и, получив соответсвующее образование, работают врачами, учителями, инженерами и т.д. И, владея в совершенстве румынским языком, не забывают свой родной, обычаи, нравы предков и сохраняют крепость в вере.

    -Вот где святой Русью пахнет!— с восторгом говорят кинодокументалисты Франции, Англии, Чехии и других стран, приезжающие в села русской общины Румынии снимать уклад их жизни, так не похожий ни на какой другой в Европе. А сторонники иных вер, заглядывая из любопытства на службы в древлеправославные церкви, не скрывая чувств, восклицают:

     -Браво! Очень Браво!

    И мы тоже, отгостив, как самые дорогие гости у радушных и сердечных хозяев, уезжая, плача при расставании, взволновано говорили нашим дорогим липованам.

       -Браво! Очень браво! Бог даст , не раз свидимся!..

 ПОСЛЕСЛОВИЕ

Директор местного АТВ И.В. Макогон, бывший с нами в этой поездке, постарался для приморско-ахтарских телезрителей снять интересный фильм о жизни русских староверов за рубежом. Ближе к зиме, когда кончаться полевые и огородные работы, и у нас появится побольше свободного времени, фильм будет показан на АТВ. О времени и дне сообщит наше «Приазовье». И еще: наша столь памятная поездка к одноверцам в Румынию осуществилась благодаря деятельности благотворительного центра русской православной духовности «Ковчег», образованной в нашем районе в апреле 1995 г. Инициаторами создания центра явились древлеправославные общины, администрация района и Приморско-Ахтарский филиал Северо-Кавказского многопрофильного колледжа «Знание».

 

               И. Торхова. Член городской общины  древлеправославных христиан